шаблоны wordpress.

Оборона медиапространства

altОдним из заметных событий российской жизни прошлого года стало принятие поправок к федеральному закону о СМИ, которые предусматривают ограничения присутствия иностранного капитала в средствах массовой информации Российской Федерации. Ограничения существовали и в предыдущей версии закона, произошло их ужесточение.

Изначально закон предусматривал, что иностранные граждане и компании не могут учреждать эфирные теле- и радиокомпании, а их доля в капитале не должна превышать 50%. С 2008 года ограничения распространяются на газеты и журналы с тиражом в миллион и более экземпляров, иностранцы должны согласовывать такие инвестиции с государственной комиссией. Последние поправки в закон о СМИ запрещают иностранцам учреждать, прямо или косвенно владеть и контролировать более 20% капитала любого российского СМИ. Эта норма касается физических лиц (в том числе россиян с двойным гражданством), компаний, международных организаций и иностранных государств. Еще одна категория, подпадающая под эту норму — российские юридические лица, которые более чем на одну пятую контролируются иностранцами или зарубежными фирмами. Закон также запрещает всем перечисленным категориям людей и организаций «любые иные формы контроля», которые позволят «прямо или косвенно владеть, управлять, контролировать учредителя или редакцию» и «фактически определять решения, принимаемые данными лицами».

Закон уже вступил в силу (с 1 января 2015 г.), участникам российского медиабизнеса отводится нынешний год для того, чтобы привести свои СМИ в соответствие с нормами поправок. Со следующего года соответствующие государственные органы начнут проверять СМИ, в случае невыполнения требований поправок должны последовать санкции.

Одним из
заметных событий российской жизни прошлого года стало принятие поправок к
федеральному закону о СМИ, которые предусматривают ограничения присутствия
иностранного капитала в средствах массовой информации Российской Федерации.
Ограничения существовали и в предыдущей версии закона, произошло их
ужесточение.

Изначально
закон предусматривал, что иностранные граждане и компании не могут учреждать
эфирные теле- и радиокомпании, а их доля в капитале не должна превышать 50%. С
2008 года ограничения распространяются на газеты и журналы с тиражом в миллион
и более экземпляров, иностранцы должны согласовывать такие инвестиции с
государственной комиссией. Последние поправки в закон о СМИ запрещают
иностранцам учреждать, прямо или косвенно владеть и контролировать более 20%
капитала любого российского СМИ. Эта норма касается физических лиц (в том числе
россиян с двойным гражданством), компаний, международных организаций и
иностранных государств. Еще одна категория, подпадающая под эту норму —
российские юридические лица, которые более чем на одну пятую контролируются
иностранцами или зарубежными фирмами. Закон также запрещает всем перечисленным
категориям людей и организаций «любые иные формы контроля», которые позволят
«прямо или косвенно владеть, управлять, контролировать учредителя или редакцию»
и «фактически определять решения, принимаемые данными лицами».

Закон уже
вступил в силу (с 1 января 2015 г.), участникам российского медиабизнеса
отводится нынешний год для того, чтобы привести свои СМИ в соответствие с
нормами поправок. Со следующего года соответствующие государственные органы
начнут проверять СМИ, в случае невыполнения требований поправок должны
последовать санкции.

Формально
депутаты Государственной Думы при обсуждении проекта поправок выдвигали три
основных аргумента их необходимости:

1) угроза
захвата российского медиа-рынка иностранными конкурентами (т.е. защита
коммерческих интересов отечественных компаний);

2)
необходимость деоффшоризации российской экономики (высказывались версии, что
так называемые «иностранные инвесторы» в российских СМИ — оффшорные компании,
принадлежащие российским лицам);

3)
обострение внутренней и внешней обстановки в связи с Крымом, событиями на
юго-востоке Украины, экономическими санкциями и усилением информационной войны
Запада против России.

Не вдаваясь
в детали, выскажу свое мнение: по-настоящему весомым является третий из
названных аргументов. Что касается первого аргумента, то, может быть, он также
важен. Но, к сожалению, Росстат не дает общей статистической картинки
относительно того, каков уровень присутствия иностранных компаний в секторе
СМИ. Даже разговаривая с представителями СМИ, я не смог от них получить
однозначного ответа на простой вопрос: присутствие иностранцев в данном секторе
растет или падает? Конечно, в условиях такого информационного «тумана» нашим
государственным мужам крайне сложно принимать «оптимальные решения». Но все же,
я думаю, что обострение внутренней и внешней обстановки стало главным импульсом
для рождения поправок.

 

Иностранный
капитал в СМИ России (по данным Би-Би-Си)

Наиболее
полную информацию о том, где и как представлен иностранный капитал в российских
СМИ, я нашел во всеведущей британской Би-Би-Си. Для экономии места и времени
читателей не буду приводить полностью справку Русской службы ВВС. Приведу из
справки названия главных иностранных инвесторов: Sanoma Independent Media
(Финляндия); Axel Springer Russia (Германия); Cond Nast Россия (США, Advance
Publications); Cond Nast Россия (США, Advance Publications); Hearst Shkulev
Media/ИнтерМедиаГруп (США); Hubert Burda Media (Германия); Schibsted
(Норвегия); Modern Times Group (Швеция); Pragla Ltd. (Кипр). В справке также
отмечается, что «иностранные акционеры есть и среди владельцев активов
«Газпром-медиа», телеканала Disney, интернет-изданий Lenta. Ru, Gazeta.ru и
других печатных, эфирных и онлайн СМИ».

В основном в
списке СМИ, где присутствуют иностранцы, — глянцевые журналы, преимущественно
русскоязычные версии известных на Западе журналов и газет, также периодические
издания развлекательного и рекламного характера, тематические издания по
спорту, автомобилям, компьютерам, медицине. Но все это «мелочь», которая в
России работает исключительно (или почти исключительно) на получение прибыли.
Нет, конечно, они также формируют сознание наших граждан, причем не так, как
нам хотелось бы. Но вряд ли эти издания можно назвать активными участниками
нынешней информационной войны. К тому же из тех иностранцев, кого назвала
Би-Би-Си, далеко не все имеют долю в капитале, превышающую 20%.

Серьезных
СМИ с участием иностранцев, которые действительно имеют политическую
направленность (иногда, правда, очень профессионально, закамуфлированную), не
так уж и много. Та же финская Sanoma Independent Media, например, издает всем
хорошо известную газету «Ведомости». А Pragla Ltd. (Кипр) является материнской
компанией медиа-группы РБК. Ни для кого не секрет, что это оффшорная компания;
ее владельцам поправки 2014 года помогут принять непростое решение о
возвращении домой.

 

РБК: кому
угрожают поправки?

Та же самая
медийная компания РБК пристально следила и продолжает следить за тем, как
поправки