шаблоны wordpress.

Буйная молодость Иоганна Себастьяна: как Бах нарушал закон

altВеликий композитор в молодости не отличался особым уважением к закону. Некоторые из его поступков могли бы и сегодня привести к уголовной и административной ответственности.
Судьба Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach) вполне могла сложиться по-другому. Ну, криминальным авторитетом он бы не стал, но в молодости частенько был не в ладах с законом. Немецкие юристы, включая представителей высших судебных органов, любят, насладившись музыкой великого композитора, оценить с профессиональной точки зрения некоторые из «дел Баха».
Вот три наиболее резонансных случая.

Великий композитор в молодости не отличался особым уважением к закону.
Некоторые из его поступков могли бы и сегодня привести к уголовной и
административной ответственности.

Судьба Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach) вполне
могла сложиться по-другому. Ну, криминальным авторитетом он бы не стал, но в
молодости частенько был не в ладах с законом. Немецкие юристы, включая
представителей высших судебных органов, любят, насладившись музыкой великого
композитора, оценить с профессиональной точки зрения некоторые из «дел
Баха».

Вот три наиболее резонансных случая.

 

«Дело пискуна»: оскорбление личности и нанесение телесных
повреждений

5 августа 1705 года Себастьян Бах, тогда 20-летний органист церкви Св.
Бонифация в Арнштадте, около десяти часов вечера проходил через Рыночную
площадь. Когда он поравнялся с ратушей, его окликнул Генрих Гайерсбах (
Heinrich Geyersbach), 23.
Несмотря на то, что Гайерсбах был на три года старше Баха, он все еще учился в
городской гимназии, в то время как Бах уже был преподавателем музыки и
руководителем хора. Будучи недовольным качеством музицирования, Бах прилюдно
назвал Гайерсбаха «
Zippelfagottist«, что принято переводить на русский язык как
«фаготист-пискун».

На самом деле, слово «Zippel«, использовавшееся в
Тюрингии для обозначения проросшей луковицы, носило весьма обидный характер,
указывая на физические или умственные недостатки обруганного. И может быть
квалифицировано как оскорбление личности (статья 185 УК ФРГ).

Далее показания сторон расходятся. Бах утверждает, что с Гайерсбахом
были пять его товарищей. Все специально поджидали его в поздний час, чтобы
избить. Они были вооружены дубинками и в изрядном подпитии. Гайерсбах первым
ударил Баха по лицу и обозвал «сукиным сыном».

Это версия композитора. Гайерсбах же заявил, что драку начал Бах,
выхвативший из ножен небольшой плоский кинжал. Вещественное доказательство:
порванный камзол Гайерсбаха. Данное деяние может быть квалифицировано как
нанесение телесных повреждений с использованием холодного оружия или, по
крайней мере, попытка оного (статья 223 УК ФРГ).

Правовая оценка современных юристов такова. Учитывая неясность ситуации
и ряд смягчающих обстоятельств (например, то, что Бах провожал домой девушку),
сегодняшний суд, скорее всего, приговорил бы обоих спорщиков к денежному
штрафу. Бургомистрат Арнштадта, кстати, посоветовал обоим «жить, мирясь с
несовершенствами, и не портить друг другу жизнь».

Добавим: нам крупно повезло, что драка кончилась сравнительно безобидно.
Музыканты — существа хрупкие: один удар дубинкой великовозрастного лоботряса по
руке – и мы остались бы без «Хорошо темперированного клавира».

 

«Дело незнакомой барышни»: аморальное поведение в храме

В начале ноября 1706 года Себастьян Бах (ему исполнился 21 год)
пригласил на верхние хоры церкви, где находился его орган, неизвестное лицо
женского пола. Бах утверждает, что целью приглашения была работа над его новым
сочинением, а девушка, имя которой он отказался назвать, изъявила готовность
исполнить вокальную партию.

Правовая оценка. Поскольку музицирование, по всей видимости, происходило
по обоюдному согласию, и оба были совершеннолетними, обвинение по статье
«сексуальные домогательства» (статья 184 УК ФРГ) предъявлено быть не
может. Однако возможно судебное преследование по статье 167 («Нарушение
правил отправления религиозных культов»): дело было в храме.

Но пожалеем Баха. Куда было деваться рослому красавцу Себастьяну:
крошечный городок, малюсенькая комнатушка … Кстати, согласно одной из версий,
барышней на хорах была будущая жена и троюродная кузина Баха Мария Барбара (
Maria Barbara Bach). Впрочем,
это представляется маловероятным, ибо Марию Барбару в городе отлично знали.

 

«Дело о походе к Букстехуде»: самовольная отлучка и обман
работодателя

В конце октября 1705 года Бах подал прошение о четырехнедельном отпуске.
В качестве причины он указывал намерение отправиться в город Любек, где жил и
работал знаменитый органист Букстехуде (
Dietrich Buxtehude) с целью
повышения квалификации. Бах обещал вернуться к Рождеству. На самом деле он
появился в Арнштадте лишь 7 февраля 1706 года, самовольно продлив отпуск на
десять недель.

Скорее всего, Бах и не собирался возвращаться в обещанный срок,
поскольку его целью были «вечерние музыки» — цикл концертов, которые
Букстехуде давал по воскресеньям в течение декабря, а пешего ходу до Арнштадта
было порядка трех недель (460 километров).

В сегодняшней Германии такого рода проступок — проще говоря, прогул без
уважительных причин — дает работодателю право для досрочного прекращения
трудовых отношений (статья 626 Гражданского кодекса) . Во времена Баха тоже.
Ему пришлось искать себе новое место работы.

В оправдание Баха скажем, что в деле музыки он не знал компромиссов.
Чтобы учиться у Букстехуде, он и отправился в Любек. Естественно, он остался
там столько, сколько ему было нужно. Виртуозные импровизации на хоральные темы,
коими славился Букстехуде, стали одним из «фирменных» приемов
великого Баха.