Category Archives: Статьи

Что нужно для получения кредита на бизнес: обзор

Девушка с планшетомСоставим лаконичный список-ориентир необходимых и достаточных условий получения кредита для юридических лиц и предпринимателей.

Что влияет на решение банка?

Ниже — краткая выжимка, руководство к быстрой оценке себя как заемщика и своих кредитных аппетитов. Также вы можете прочитать подробнее о том, как банк рассматривает заявку.

Важнейшие требования к заемщику

  • Наличие существующего бизнеса, зарегистрированного минимум 6 месяцев назад.
  • Этот бизнес приносит прибыль (не является убыточным).
  • У представителя и у самого юрлица нулевая или положительная кредитная история.

Это базовые требования, которым нужно удовлетворять, чтобы в банке с вами вообще стали разговаривать на предмет предоставления бизнес-кредита.

Что может увеличить шансы?

  • Ликвидное имущество в качестве залога (оно может быть самым разным: недвижимость, товар в обороте, транспорт и специальная техника).
  • Статус клиента в данном банке (если вы уже обращались за услугами эквайринга, расчетно-кассового обслуживания и так далее).
  • Грамотный бизнес-план и высокая рентабельность существующего бизнеса.
  • Адекватная бизнес-плану и доходам существующего предприятия запрашиваемая сумма.

Как ускорить прохождение заявки?

  • Полный пакет документов, составленный согласно списку, который затребовал банк. Следите за актуальностью документов, их соответствии запрошенным по датам и формам бланков.
  • Активное сотрудничество с менеджерами банка по решению возникающих проблем и дополнению пакета. Как показывает практика, дополнительные запросы возникают довольно часто.

 

Где взять кредит для старт-апа

Продолжаем тему кредитования старт-апов.

В предыдущей статье мы остановились на следующем выводе: взять именно банковский кредит для start-up крайне сложно, это возможно только при условии наличия внушительного залога, поручительства или государственных гарантий.

Как правило, ни того, ни другого, ни третьего у стартаперов в классической ситуации — в гараже — нет. Поэтому в большинстве случаев будет разумнее сосредоточиться на других способах привлечения инвестиций.

Уровень области (субъекта РФ)

Региональные проекты принимаются в виде постановления правительства (администрации) субъекта. Обычно это долгосрочная целевая программа (ДЦП). Рекомендуем поискать официальный документ для вашего региона и как следует в нем разобраться.

Хотя каждый регион вправе создавать и внедрять собственные формы поддержки, в большинстве регионов основной схемой является выдача грантов на организацию своего дела.

Сумма гранта в большинстве случаев — до 300 тысяч рублей, для получения необходимо представить пакет документов, включающий бизнес-план (по определенной форме) и выдержать очную защиту перед экспертами.

Подробнее о грантах.

Этот конкурс есть в большинстве областей. Также за счет средств ДЦП могут быть организованы:

  • отраслевые конкурсы грантов (наример, в сфере инноваций);
  • раздача поручительств перед банками от центров кредитования;
  • обучающие мероприятия и семинары;
  • предоставление нефинансовой материальной помощи (распространенный пример: офис в аренду на льготных условиях).

Общегосударственный уровень

Федеральная государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства реализуется с 2005 года Минэкономразвития. Эта программа служит основой для реализации региональных целевых программ, непосредственно связанных с финансированием и информационной помощью бизнесу.

Говоря проще, по федерельной программе средства для бизнесмена не выделяются: сначала они должны попасть в бюджеты городов и регионов. Немного утрируя можно сказать, что предприниматель может забыть о существовании федерального проекта и сосредоточиться на получении ресурсов от органов власти и организаций своего города или региона.

Единственное, о чем стоит знать на практике — это тот факт, что для именно из федерального бюджета берутся деньги. Субъект федерации должен подать заявку и обосновать (защитить) проект расходования запрошенных средств. Не все регионы и не каждый год получают деньги по подобным заявкам: отбор проходит на конкурсной основе.

Поэтому перед тем, как броситься в бой за государственные ресурсы, стоит выяснить, а получила ли ваша область или край субсидию на финансирование поддержки МСП в текущем году. Для жителей Москвы и Санкт-Петербурга это правило неактуально: деньги есть; как, впрочем, и огромное количество желающих их получить.

Программы других органов власти

Выше шла речь о политике Минэкономразвития, которая во многом определяет политику региональных структур. Однако не стоит забывать, что другие организации тоже могут оказать вам помощь. Вот несколько возможностей.

Конкурсы Росмолодежи

Для молодых начинающих предпринимателей реализуется программа «Ты — предприниматель», похожая на описанную выше. Федеральный центр выделяет деньги регионам, органы молодежной политики обеспечивают обучение молодежи и раздают гранты.

Субсидии от Минтруда

Это хорошо известные 60 тысяч на открытие ИП. В действительности несколько меньше, зато, если вы нанимаете работников, финансирование может быть увеличено.

Минимальная цена покупки – риск для обеих сторон

Существующая сейчас практика, по которой в качестве выкупной стоимости указывается минимально возможная сумма, может впоследствии принести огромные неприятности обеим сторонам сделки. Кстати, прецеденты таких проблем уже существуют – к примеру, постановление Высшего Арбитражного Суда под номером 17389/10, вынесенное 12 июля 2011 года. Сложившаяся в данный момент на отечественном рынке ситуация по вопросам минимальной выкупной стоимости ставит обоих участников сделки в трудное положение.

Так, лизингодатель, учитывая в периодических платежах по договору финансовой аренды сумму выкупа имущества, рискует при возврате предмета лизинга и расторжении соответствующего договора получить от клиента требование по возврату ему уплаченной в составе регулярных платежей выкупной стоимости, с учетом нормативов, регулирующих особенности купли-продажи.

Клиенты лизинговых компаний, включая выкупную стоимость имущества, полученного по договору финансовой аренды в состав расходов, таким образом вступают в противоречие с действующим налоговым кодексом и разъяснениями властей. Последние при этом поясняют, что расходы по амортизации имущества, в число которых и выходит сумма выкупа, не могут быть учтены в сумме расходов в целях налогообложения прибыли.

На данный момент окончательная точка в определении выкупной суммы объекта финансовой аренды не поставлена. Очевидно, что для наилучшего разрешения ситуации, в данном случае потребуется изменение действующих законов, которые регулируют соответствующе аспекты лизинга.

Выкупная цена предмета лизинга: определение и учет

В договорах и платежных графиках компаний, предоставляющих услуги финансовой аренды, есть два основных подхода к определению выкупной цены объекта лизинга:

  • выкупная цена выплачивается клиентом в форме самостоятельно платежа при завершении срока сделки;
  • стоимость выкупа лизингового имущества выплачивается на протяжении срока действия всей сделки и входит в сумму обязательных выплат.

В последнем варианте, наличие в контракте выделенной выкупной стоимости объекта сделки связанно с действующим законодательством.

Это объясняется тем, что, так как лизинг можно рассматривать как своеобразную форму аренды, на него распространяются некоторые законодательные положения о порядке выкупа арендного имущества. В данном случае выкупная стоимость определяется в договоре лизинга. При этом законодательство уточняет, что выкупная цена предмета договора здесь выступает в качестве расходов по амортизации покупаемого объекта, которые учитываются при налогообложении прибыли.

Такая позиция отечественных законодательных органов вынуждает лизингодателей указывать в контракте сумму выкупа предмета лизинга, причем часто эта сумма является чисто символической. Клиент при этом, должен оплатить ее отдельным платежом, учесть в качестве расходов по покупке амортизируемого имущества, и отразить предмет сделки в своем бухгалтерском учете на счете 01 по стоимости выкупа.

УСН «Доходы минус расходы»

В первую очередь налог снижают расходы. Но нужно помнить, не все расходы можно учесть при расчете налога. Список допустимых расходов содержится в статье 346.16 Налогового Кодекса. Расходы, которые нельзя отнести ни к одному виду из списка, не стоит учитывать в налоге. Подробнее читайте в статье Расходы на УСН.

Учёт уплаченного минимального налога

Если за прошлый год вы заплатили минимальный налог (1% от дохода), то при расчете налога за этот год в расходах можно учесть сумму, на которую минимальный налог превысил единый налог УСН.

Например:
Доходы за прошлый год: 600 000 ₽;
Расходы: 595 000 ₽.
Единый налог УСН = (600 000 — 595 000) × 15% = 750 ₽.
Минимальный налог = 600 000 × 1% = 6 000 ₽.
Заплатили минимальный налог, т.к. он больше на 5 250 ₽.

При расчете налога за этот год 5 250 ₽ можно учесть в расходах.

Рассчитаем налог за текущий год:
Доходы: 500 000 ₽,
Расходы: 450 000 ₽.
Налог УСН без учёта минимального налога: (500 000 — 450 000) × 15% = 7 500 ₽.
Спишем в расходы превышение минимального налога: (500 000 — 450 000 — 5 250) ×15% = 6 713 ₽.
Экономия составила 787 ₽.

Контролирующие органы разрешают учитывать минимальный налог только по итогам года. В большинстве случаев суды их поддерживают, хотя есть судебный прецедент в пользу уменьшения авансового платежа за квартал. Эльба поможет вамправильно рассчитать налог с учетом расходов, напомнит о сроках уплаты и сдачи отчетности.

Списание убытков в расходы

Еще больше можно снизить налог за счёт убытков, полученных в прошлые годы. Для этого можно использовать убытки за последние 10 лет и ещё не использованные для снижения налогов.

Например:
Убыток в прошлом году: 50 000 ₽;
Минимальный налог в прошлом году: 10 000 ₽.
Доходы за этот год: 800 000 ₽;
Расходы за этот год: 300 000 ₽.

Т.к. в прошлом году был получен убыток, налог УСН был равен 0, и пришлось заплатить минимальный налог, в этом году в расходы можно списать сумму убытка и сумму минимального налога:

Налог УСН = (800 000 — 300 000 — 10 000 — 50 000) х 15% = 66 000 ₽.

Экономия составила 9 000 ₽.

В первую очередь следует списывать самые ранние убытки, но не более предшествующих 10 лет. Использовать убытки для снижения налога можно только при расчёте итогового платежа за год. Авансовые платежи за счёт убытков уменьшать нельзя.

Закрытие расчётного счёта ООО

Работник ООО, имеющий право подписи, берёт в банке образец заявления о закрытии счёта и заполняет его. При этом необходимо сообщить следующие сведения:

  • банковские реквизиты;
  • номер договора с банком;
  • причину закрытия РС;
  • перечислить номера неиспользованных чеков в чековой книжке и указать, что она подлежит возврату.

После этого необходимо снять остаток денег по чеку, передать заявление в банк, сдать чековую книжку и поинтересоваться, как долго будет идти сам процесс закрытия счёта, поскольку об этом нужно сообщать в надлежащие инстанции.

Когда на руки руководителю выдается уведомление о закрытии счёта, необходимо об этом послать сообщение в течение 7 дней в налоговую инспекцию, ПФР и ФСС. Все формы необходимо заполнить в двух экземплярах, чтобы у вас на руках был такой документ.

Есть вариант закрытия счёта по инициативе банка, который происходит, когда предприниматель давно закрыл свою деятельность и обнулил РС. Через определённое время банк закрывает такие счета и присылает предпринимателю уведомление по почте с предупреждением сообщить в соответствующие органы об этом. Это предупреждение необходимо выполнить, иначе на предпринимателя могут быть наложены штрафные санкции.

Нефинансовая поддержка

Помимо собственно денег на развитие дела, государственные структуры позволяют воспользоваться и другими их услугами. Так, уже создано немало бизнес-инкубаторов, которые могут предложить начинающим, например, следующее:

  • аренду помещений под офисы по льготной цене;
  • анализ и оценку проектов;
  • консультации по вопросам налогообложения и выбора организационно-правовой формы.

Причем получить помощь в таком бизнес-инкубаторе обычно достаточно просто – о них мало кто знает и поэтому обычно такие структуры работают с «недогрузом».

Таким образом, получить определенные услуги и средства от государства для начинающего бизнесмена вполне реально. Хотя, разумеется, объемы такой поддержки никогда не смогут сравниться с полноценными займами в банках. С другой стороны, поддержка инкубатора может стать дополнительным аргументом при рассмотрении банком вопроса выдавать или нет вам кредит.