шаблоны wordpress.

Как интернет стал вторым медиа в России


altВ 2012 году «Яндекс» обошел по аудитории главную телевизионную кнопку страны — «Первый канал»
 

По расчетам Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и Высшей школы экономики, в этом году оборот интернет-компаний превысит 0,7 трлн руб., или 1,5% национального ВВП. Большая часть объема интернет-экономики приходится на электронную коммерцию — торговлю и платежи. Реклама и маркетинг — второй по величине сегмент.

В глазах «больших» медиа — телевидения и прессы — интернет долго оставался
наглым и шустрым новичком, живущим за счет рекламы мелкого и среднего бизнеса.
Но в 2008-2009 гг., когда рекламный рынок обрушился вслед за финансовым,
интернет оказался единственным медиа, чьи доходы продолжали расти. Уже в 2010
г. онлайн-компании вновь стали прибавлять по 40-50% в год — такие темпы роста
не снились больше ни одному медиа в России. Большие селлеры продолжали еще
смотреть на сеть свысока: крупные рекламодатели никогда не будут тратить в
рунете больше 10% бюджетов, уверяли они.

Но уже к 2011 г. рекламодатели тратили на продвижение в сети больше 15%
бюджетов, а по результатам III квартала прошлого года интернет по доходам
обогнал прессу. В результате в прошлом году издательские дома собрали рекламы,
по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (
АКАР), на 40,4 млрд руб., а интернет-компании — на 41,3 млрд руб.

Непоколебимым остается только ТВ. Интернет успешно отгрызает куски
рекламного пирога и у прессы, и у радио, и у наружки, но на телевидении
рекламодатели стабильно тратят не меньше половины бюджетов. Более того, когда в
конце этого лета на телеканалах внезапно осталось
свободное время под рекламу и телеселлеры начали агрессивные переговоры с клиентами,
интернет-компании это сразу почувствовали по стремительно иссякающим ручейкам
денег в свои карманы. Интернет, несомненно, самое модное и прогрессивное медиа,
но ТВ все еще правит в российском медиацарстве. Среди крупнейших рекламодателей
до сих пор можно найти компании, которые почти не тратят деньги на интернет, но
нет, кажется, ни одного, кто готов всерьез даже рассуждать о возможности
отказаться от телевизионной рекламы. Очевидно, вот-вот начнет действовать
обратное правило: представить рекламную кампанию без интернета станет
невозможно.

Причина лежит на поверхности: потенциальные клиенты проводят в сети все
больше времени. Весной этого года людей, которые заходили на «
Яндекс», впервые стало больше тех, кто смотрит «Первый канал». Так, в апреле «Яндекс» посещало 19,1 млн человек в день, а «Первый
канал» смотрело 18,2 млн человек в день, подсчитала аналитическая компания TNS
(аудитория 12-54 лет в городах с населением более 100000 человек). Можно
спорить, является ли поисковик полноценным медиа, или о том, сравнится ли
когда-нибудь онлайн-баннер по эффективности восприятия с роликом внутри
любимого сериала (твердого научного доказательства или опровержения последнего
не найти), но факт остается фактом: на «Яндексе» рекламу уже видит больше
потенциальных клиентов, чем на «Первом канале». И уже в следующем году
«Яндекс», скорее всего, сможет конвертировать это преимущество в твердую
валюту: как прогнозирует аналитик Sberbank Investment research
Анна Лепетухина, интернет-компания обгонит по выручке главную кнопку
страны.

Итак, интернет теперь во взрослой медиалиге. Но на рекламной сцене вновь
появился шустрый новичок — реклама в кинотеатрах. АКАР пока не выделяет
продвижение в кинотеатрах в отдельную категорию, относя ее к «прочему». За три
квартала 2011 г. рекламодатели потратили у этих «прочих» 2,6 млрд руб., или
чуть более 1% бюджетов. Немного, но аналитическая компания Nielsen, а также
РricewaterhouseCoopers в последних отчетах по мировому рынку рекламы называют самым быстро
растущим медиа именно кинотеатры — в глобальном масштабе в этом году кинотеатры
как площадка обогнали по темпам роста рекламных доходов даже интернет. Вряд ли
когда-то кинотеатры войдут в тройку крупнейших рекламных площадок в России, но
и селлеры, и агентства уже почувствовали тренд: теперь они выбивают лучшие
условия по размещению на киноэкранах.