Специалисты небольшой венчурной фирмы Acal Energy из города Ранкорн в
графстве Чешир утверждают, что нашли способ радикально снизить стоимость
эксплуатации автомобильных двигателей, работающих на водороде.
«Мы убеждены, что это прорыв исторического значения, — заявил
представитель компании Брендан Билтон. — Барьер преодолен. Путь к массовому
использованию новой технологии открыт».
Принцип работы водородного двигателя известен давно. Вместо бензина в автомобиль
должны загружаться батареи, содержащие водород в виде соединения с другими
веществами. Затем он выделяется в ходе химической реакции и служит топливом.
Главные преимущества — практическая неисчерпаемость запасов водорода на
Земле и экологичность: вместо двуокиси углерода двигатели нового типа
выбрасывают безвредный пар.
До сих пор основная проблема заключалась в том, что обязательным элементом
водородных батарей являлась дорогостоящая платина, в противном случае они
оказывались крайне недолговечными.
Химики Acal Energy нашли способ заменить платину жидким раствором солей
металлов.
Фирма намерена запатентовать свое достижение и предложить ведущим мировым
автопроизводителям, после чего, по оценкам экспертов, «водородные»
автомобили смогут поступить в продажу после 2020 года.
Открытие было совершено фактически случайно, в ходе работы над более
совершенными растворителем для химчистки.
Автоконцерн Hyundai ранее обнародовал план начать продажи «водородной
версии» популярного хэтчбека ix35. Toyota собирается представить
концепт-кар с водородным двигателем в конце нынешнего, а Daimler и Volkswagen —
к 2017 году. Однако эти модели не могли рассчитывать на коммерческий успех
из-за дороговизны.
Двигатели на основе технологии Acal Energy будут существенно дешевле,
смогут проходить на одной заправке, в зависимости от мощности, от 450 до 650
километров, а замена батарей займет не больше времени, чем заливка бензина в
бак.
Оптимизм экспертов
«Идея выглядит захватывающе, — заявил Би-би-си крупнейший авторитет в
области водородных двигателей, профессор Найджел Брэндон из Лондонского
Имперского колледжа. — Конечно, им надо еще кое-что довести до ума, но я не
вижу, почему бы они не могли это сделать».
Разработчикам предстоит убедить в преимуществах нового бизнес и
потребителей.
Среди широкой публики бытует мнение об опасности водорода, навеянное
катастрофой дирижабля «Гинденбург» в 1937 году.
Намного более серьезное препятствие — огромные расходы на создание тысяч
заправочных станций.
Однако энтузиасты водородного двигателя исполнены оптимизма, указывая в
качестве примера на интернет: как только возник массовый спрос, мир покрылся
сетью оптико-волоконных кабелей, и деньги для этого нашлись.
Пока машины с водородными двигателями дороги в эксплуатации и непрактичны,
но уже через десять лет могут появиться на дорогах