Первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев предписал частным компаниям полуострова в кратчайшие сроки после референдума перерегистрировать свои права по российским законам и заявил о готовности национализировать украинские госпредприятия, расположенные в Крыму. Идеологически перерегистрация крымских компаний как российских не составит больших проблем, но чревата техническими сложностями. Киев уже отреагировал на заявления властей полуострова, заблокировав госреестры прав на недвижимое имущество, находящееся в Крыму.
Как имущество Крыма будет переходить на сторону России
Первый
вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев предписал частным компаниям полуострова в
кратчайшие сроки после референдума перерегистрировать свои права по российским
законам и заявил о готовности национализировать украинские госпредприятия,
расположенные в Крыму. Идеологически перерегистрация крымских компаний как
российских не составит больших проблем, но чревата техническими сложностями.
Киев уже отреагировал на заявления властей полуострова, заблокировав госреестры
прав на недвижимое имущество, находящееся в Крыму.
Национализация
На
пресс-конференции первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев заявил, что
Верховный совет Крыма в ближайшее время примет решение о передаче в собственность
республики ряда расположенных на ее территории украинских госпредприятий,
упомянув компании «Черноморнефтегаз» и «Укрзализница».
Основные государственные активы Украины в Крыму — транспорт, энергетика,
инфраструктурные объекты и производства алкогольной продукции.
Высокопоставленный чиновник в руководстве Крыма сообщил «Ъ», что
республиканской собственностью признают также санаторно-курортный фонд, морские
порты в Керчи, Феодосии, Евпатории, Ялте. Сотрудники и топ-менеджмент объектов останутся
прежними: кадровые решения будут приниматься, если кто-то из руководства
посчитает, что не в состоянии управлять объектом. Источник «Ъ»
отметил, что логистика и движение на крымских железных дорогах будет
осуществляться в координации с «Укрзализницей». Российские
госмонополии, которые могли бы претендовать на присоединение крымских объектов
к своим структурам, вчера отказывались комментировать ситуацию в Крыму.
По словам
господина Темиргалиева, национализация не коснется собственности частных
компаний и частных лиц, отметив, что им нужно будет «в соответствии с
российским законодательством провести в кратчайшие сроки и бесплатно
перерегистрацию своих прав на собственность». После этого заявления Минюст
Украины заблокировал госреестры по учету прав собственности на недвижимое
имущество в Крыму. Глава министерства Павел Петренко сообщил, что контрольные
копии всех реестров хранятся в Киеве, и заверил, что «информация о правах
на имущество граждан, имеющих собственность в Крыму, защищена» и находится
«в безопасном месте».
Как уже
писал «Ъ» 7 марта, помимо развитого туристического бизнеса на
полуострове есть крупные частные предприятия пищевой промышленности, дочерние
структуры украинских агрохолдингов, химические, металлургические и
машиностроительные заводы и строительные компании. Также в Крыму действует 880
отделений и филиалов банков, включая 156 отделений крупнейшего на Украине
Приватбанка, а также российских банков.
В процессе
возможного присоединения Крыма к РФ в качестве нового субъекта на эти компании
придется распространить все составляющие российского права, включая правила
регистрации и организационно-правовые формы юрлиц, оформление прав на
недвижимость, судебную систему и пенсионное обеспечение. Юристы сходятся на
том, что этот процесс потребует переходного периода. Господин Темиргалиев
предположил, что он может составить около полугода, а сама перерегистрация
будет осуществляться бесплатно. Но управляющий партнер адвокатского бюро
«Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Андрей Корельский считает,
что потребуется принятие специальных законов, вводящих значительный переходный
период — от года до трех,— чтобы предприятия могли продолжать функционировать.
Перерегистрация
В процессе
перерегистрации компаний и прав на имущество будут задействованы почти все
министерства и ведомства РФ — в первую очередь ФНС, Росреестр, Банк России и
Пенсионный фонд. «Министерствам и ведомствам нужно будет создавать в новом
субъекте свои управления и отделы. Ряд существующих органов власти Крыма может
быть сохранен при реформировании, но здесь сложно давать прогнозы, так как
многое будет зависеть от статуса и полномочий автономии»,— говорит Андрей
Корельский. Компаниям потребуется менять внутреннюю документацию, от бланков до
печатей, не говоря уже о переходе на российскую систему налогообложения.
При этом
принципиальных изменений в их работе не ожидается.
В
корпоративном праве между РФ и Украиной нет серьезных отличий. «Украинское
корпоративное право — это российское, только три-пять лет назад. Многие нормы
заимствованы из российских законов,— говорит управляющий партнер адвокатского
бюро «Бартолиус» Юлий Тай.— Что касается их применения, то в отличие
от Высшего арбитражного суда РФ в украинской судебной практике вскрытие
корпоративных покровов и выявление конечного бенефициара пока слабо
развито».
Налогообложение
российских и украинских компаний также схоже: ставка налога на прибыль на
Украине составляет 19%, НДС — 20% (в РФ — 20% и 18% соответственно). Партнер
украинской юридической фирмы «Ващенко, Бугай и партнеры» Владимир
Ващенко говорит, что в последние годы наблюдалась тенденция к снижению
налоговых ставок, а с января планировалось понизить налог на прибыль до 16%, а
НДС до 17%, но в сложной экономической ситуации было решено отложить изменения
еще на год. Несколько меньшая ставка украинского налога на прибыль
компенсируется более широкой налоговой базой и доначислениями по итогам
проверок, а споры в судах редко дают результаты, отмечает господин Ващенко.
На вопросы о
возможной перерегистрации украинских компаний и недвижимости по российским
законам в Минэкономики РФ вчера отвечать отказались с рекомендацией
«вопрос надо адресовать в ФНС». В службе тоже отказались от
комментариев. «Можно будет рассуждать на эту тему после принятия решения
по итогам референдума»,— сообщили «Ъ» в ФНС.
По прибыли
крупные украинские налогоплательщики должны отчитываться раз в год, остальные —
ежеквартально. Российские компании представляют отчетность по налогу на прибыль
ежегодно плюс промежуточные квартальные отчеты. Отчитываться по НДС украинские
компании должны ежемесячно, российские — ежеквартально. «Представлять
отчетность по МСФО украинские компании не обязаны»,— говорит Владимир
Ващенко. В России отчетность по МСФО обязательна для некоторых видов компаний,
в частности для банков.
Украинским
банкам, работающим в Крыму, по словам Рустама Темиргалиева, придется
«зарегистрироваться как филиалы иностранных банков на территории РФ».
Но по российскому законодательству иностранные банки не имеют права открывать
филиалы в РФ. «Если вдруг украинским банкам придется регистрироваться в
России, им придется либо открывать представительства, либо дочерние
банки»,— поясняет управляющий директор Нордеа-банка Константин Каричев.
Но
представительство не является юрлицом, не имеет права заниматься коммерческой
деятельностью и не сможет осуществлять банковские операции. Для полноценной
деятельности на территории России иностранному банку необходимо создать
дочерний банк, для которого надзорным органом будет ЦБ РФ, и налоги он будет
платить в России. Минимальный размер уставного капитала для вновь открываемых
банков в России составляет 300 млн руб. В то же время, по мнению
президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, «у политики
своя логика». «В принципе, когда речь идет о таких масштабных,
тектонических преобразованиях, теоретически можно предположить, что ЦБ пойдет
на такие исключения. Это в его компетенции. Однако на сегодняшний день такой
запрет существует»,— отметил господин Тосунян. В ЦБ РФ от комментариев
отказались.
Трансграничные
вопросы
Подробности
будущих таможенных отношений компаний Крыма с РФ и странами Таможенного союза
пока также не комментируют ни в ФТС, ни в Евразийской экономической комиссии.
Но источник «Ъ», знакомый с обсуждением проблемы, предполагает, что
процесс будет оформлен как минимум в два этапа. Вначале Крыму предстоит
задекларировать территориальную независимость — и в этот момент на него
перестанут распространяться договоры РФ и Украины с ВТО, так как де-факто Крым
не входит в организацию. С точки зрения таможни в этот момент полуостров будет
выглядеть как третья страна, на которую распространяется тот же таможенный
режим, что и на большинство торговых партнеров РФ и ТС, не являющихся членами
ВТО. «Импорт из Крыма в РФ станет объектом внимания ТС, и на него будут
распространяться пошлины, указанные в Едином таможенном тарифе ТС, а экспорт из
России в Крым окажется в ведении ФТС. В этой части служба может установить свой
страновой режим и экспортные пошлины в отношении товаров, вывозимых на
полуостров»,— говорит собеседник «Ъ».
На втором
этапе — при вхождении Крыма в состав РФ — его территория станет таможенной
территорией Таможенного союза, что предполагает обустройство на ней границы и
таможенных постов, чем также будет заниматься ФТС. «Вероятно, на
переходный период, как и при объединении таможенных территорий РФ, Казахстана и
Белоруссии, Россия сохранит дополнительный контроль ввозимых из Крыма
товаров»,— отмечает источник «Ъ». Вариант же вхождения Крыма в
Таможенный союз как независимого государства не обсуждается: по законодательству
ТС страна для этого должна быть членом ЕврАзЭС, а договор о Едином
экономическом союзе (следующей ступени интеграции ТС) еще не подписан. Также
для прохождения этого пути понадобилось бы признание Крыма Белоруссией и
Казахстаном и их согласие на присоединение его к ТС.