Президент Украины Петр Порошенко пообщался по телефону с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном, во время разговора обсуждался вопрос возможного размещения миротворцев в Донбассе под эгидой ООН, передает ТАСС со ссылкой на пресс-службу главы украинского государства. В сообщении уточняется, что Порошенко и Пан Ги Мун договорились об осуществлении дальнейших шагов «для возможного размещения миротворческого контингента в Донбассе под эгидой ООН». Эта новость, как, впрочем, и все происходящие на Украине события, дает основания провести некоторые параллели с событиями 1980-х годов в Афганистане. Конечно, аналогии в истории — вещь опасная, но здесь прослеживается всё очень близко. Как известно, советские войска официально вводились в Афганистан с целью обеспечения территориальной целостности и поддержания мира, но принесли Афганистану войну. Этот факт очень важно учитывать при принятии решений о проведении миротворческих операций, в том числе и под эгидой ООН. Ведь ввод в зону боевых действий даже миротворческих многонациональных войск часто играет роль детонатора, провоцирующего эскалацию конфликта, и оказывается малоэффективным. Эта мысль была высказана, в частности, и заместителем директора Института стран СНГ Владимиром Жарихиным, по мнению которого введение миротворцев в Донбасс навсегда изолирует и оттолкнёт мятежные регионы от остальной страны, а отнюдь не реинтегрирует их обратно в пространство государства.
Президент Украины Петр Порошенко пообщался по
телефону с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном, во время разговора
обсуждался вопрос возможного размещения миротворцев в Донбассе под эгидой ООН,
передает ТАСС со ссылкой на пресс-службу главы украинского государства. В
сообщении уточняется, что Порошенко и Пан Ги Мун договорились об осуществлении
дальнейших шагов «для возможного размещения миротворческого контингента в
Донбассе под эгидой ООН». Эта новость, как, впрочем, и все происходящие на
Украине события, дает основания провести некоторые параллели с событиями 1980-х
годов в Афганистане. Конечно, аналогии в истории — вещь опасная, но здесь
прослеживается всё очень близко. Как известно, советские войска официально
вводились в Афганистан с целью обеспечения территориальной целостности и
поддержания мира, но принесли Афганистану войну. Этот факт очень важно
учитывать при принятии решений о проведении миротворческих операций, в том
числе и под эгидой ООН. Ведь ввод в зону боевых действий даже миротворческих
многонациональных войск часто играет роль детонатора, провоцирующего эскалацию
конфликта, и оказывается малоэффективным. Эта мысль была высказана, в
частности, и заместителем директора Института стран СНГ Владимиром Жарихиным,
по мнению которого введение миротворцев в Донбасс навсегда изолирует и
оттолкнёт мятежные регионы от остальной страны, а отнюдь не реинтегрирует их
обратно в пространство государства.
Сегодня на Украине реализуется тот же проект,
который в свое время впервые был апробирован в Афганистане, с некоторыми
различиями объективного и субъективного характера. Они заключаются в том, что
геополитическая ситуация в мире и регионе в корне отличается от времен
Афганской войны. Современные формы политической борьбы предполагают достаточно
ограниченные возможности для прямого использования военной силы. А основной
упор делается на невоенное противоборство.
Анализ действий США, предшествующих вводу
советских войск в Афганистан, даёт основание полагать, что Советский Союз, как
и Украина сегодня, стал жертвой стратегической дезинформации, умело
осуществленной американскими спецслужбами. Ввод советских войск в Афганистан
был очень выгоден для Соединенных Штатов, так как позволял им решить многие
проблемы как в регионе, так и в отношениях с СССР. Сегодня Украина — это, как и
Афганистан, место столкновения геополитических интересов стран Запада, и
особенно американцев, которые путем разжигания на Украине национализма решили
навредить России, помешать ей «стать на ноги», раздробить, не допустить
создания вокруг РФ интеграционных объединений, способных противодействовать
созданию на планете однополярной архитектуры с единственным центром силы —
Соединёнными Штатами Америки. И в Афганистане, и на Украине кризисы
сопровождаются массовой гибелью людей и беспорядками.
В Афганистане требовалось проводить гибкую
политику, которая могла бы принести стране мир, обеспечить её самостоятельность
и дать шанс на развитие в русле религиозно-национальных идеалов. Практически же
действия афганских партийных лидеров осуществлялись насильственными методами,
без учёта сложившихся в стране реалий и интересов широких слоев населения, с
нарушениями законности, разрушая веками сложившуюся систему хозяйствования и
местного самоуправления. Опыт Афганской войны показывает, что невозможно
насаждать силой какой-либо строй или порядок, когда народ его не принимает
(запрет на преподавание русского языка в школах Украины). Рано или поздно он
все равно будет изменен. Без создания соответствующих условий и устранения
причин, породивших вооруженный конфликт, призывами и лозунгами о мире войну в
Афганистане остановить было нельзя. Для достижения национального примирения
требовалась искренняя обоюдная готовность конфликтующих сторон к конструктивному
компромиссу. Переговоры с моджахедами, как и Минские договоренности, не привели
к установлению мира, а наоборот, лишь играли им на руку, позволяя выиграть
время, получить передышку, переформироваться, пополниться, накопить силы и
перегруппировать их, чтобы продолжать вооруженную борьбу и подписывать
соглашения о примирении на выгодных для себя условиях.
Известно, что в Афганистане американцы долгое
время вкладывали большие деньги в пропаганду радикального ислама, видя в нём
универсальное средство борьбы против Советского Союза для усиления влияния в
Азии. В последние десятилетия то же самое происходило и на Украине путем
проповедования национализма, который перерос в нацизм, приведший к разгулу
политического террора. Об этом, в частности, говорят и убийства журналиста
Олеся Бузины и экс-депутата Рады Олега Калашникова. Вполне понятно, что
американцы, испытывавшие совершенно иррациональный страх перед возрождением
России, начали открыто поставлять Украине оружие, как это было в Афганистане с
переносными зенитно-ракетными комплексами «Стингер». Этими ракетами афганские
повстанцы сбили в 1985 году до 100 самолётов и вертолётов, создав огромные
трудности для советских войск в Афганистане, что стало одной из причин вывода
войск из Афганистана в 1988 году.
Сегодня рассматривается вопрос о поставках
современного оружия Украине, включая противотанковые ракеты «Джавелин». По
мнению военных экспертов, они способны поражать любые типы советских и
российских танков. Удар тандемным боеприпасом приходится на верхнюю полусферу
танка, где слабая броня и нет динамической защиты. Хотя тандемный боеприпас
способен преодолевать и динамическую защиту. Если «Джавелины» будут поставлены
украинской армии, то они по своему влиянию на ход конфликта могут быть
идентичны тому воздействию, которое некогда оказали «Стингеры» в Афганистане,
лишившие советские войска превосходства в воздухе. Ополченцы тогда не смогут
проводить танковые наступления. Много параллелей можно наблюдать и по фактам
использования иностранных наемников в Афганистане и на Украине. Если в
Афганистане вместе с моджахедами воевали наемники из исламских государств, то
на Украине находятся бойцы иностранных, в первую очередь европейских, частных
военных компаний (ЧВК) — американских, английских, польских и итальянских. Эти
две-три сотни профессиональных наемников воюют против народа Новороссии
фактически официально, за деньги, но на передовую, кстати, не слишком рвутся.
Что еще общего между войной в Афганистане и
на Украине? Несмотря на то, что эти две войны на первый взгляд сильно
отличаются друг от друга, их очень важно и интересно сравнить со стороны
статистической. Война в Афганистане длилась с конца декабря 1979 до 15 февраля
1989-го (9 лет и полтора месяца). На Украине длится пока год. Через Афганистан
прошло 620 тыс. советских солдат и офицеров, однако постоянный контингент
состоял из 80-100 тыс. военнослужащих. С украинской стороны полгода назад
участвовали до 50 тыс. солдат и офицеров, со стороны ополченцев — не менее 20
тыс. Мы видим здесь сравнимые показатели численности. Потери советских войск в
Афганистане составили 14,5 тыс. погибших и умерших от ран и болезней, а также
почти 54 тыс. раненых (в среднем 4,5 человека в день убитыми). Потери
украинской армии составили около 1 тыс. погибшими и до 3 тыс. ранеными (в
среднем 6 человек убитых в день). Таким образом, мы видим, что украинская война
оказывается почти в 1,5 раза более кровопролитной, чем война в Афганистане по
средним потерям в месяц. И это при том, что если в Афганистане состав
контингента был почти неизменным весь период войны, то на Украине шло
неуклонное наращивание сил обеих сторон, то есть основные потери пришлись на
последний период. Таким образом, украинская война оказывается заметно более
кровопролитной по ежемесячным потерям, чем даже афганская. Этот вывод следует
запомнить.
Другая оценка адекватности картины потерь
проистекает опять же из сравнения с афганской войной. По данным Генштаба
Украины, полгода назад количество ополченцев достигало цифры в 20 тыс. отлично
вооруженных человек. При этом общая численность вооруженных групп моджахедов во
время афганской войны достигла в 1985 году цифры в 200-250 тыс. человек и
дальше продолжала держаться на этом уровне, причем около 70 тыс. моджахедов
погибли в ходе войны. Т.е. средние потери украинской армии в боях с 20 тыс.
ополченцев Донбасса оказываются даже выше, чем средние потери в партизанской
войне с 10-кратно большим количеством моджахедов в Афганистане. Это означает,
что война на Украине существенно более ожесточенная, чем даже в Афганистане. За
время войны в Афганистане советские вооруженные силы потеряли 147 танков (в
среднем 1,3 танка в месяц) и 1314 БМП, БТР и БМД (в среднем 12 единиц в месяц).
На Украине, по данным базы LostArmour, где собираются все фото- и
видеосвидетельства о потерянной технике, было уничтожено в украинских частях 74
танка и 20 САУ (в среднем 13 танков в месяц) и 201 единица БМП, БТР и БМД (по
36,5 единицы в месяц). Таким образом, потери украинской армии по бронетехнике
оказались в 3-10 раз выше, чем были у Советской армии в Афганистане.
В Афганистане советские военно-воздушные силы
потеряли 118 самолетов и 333 вертолета (1,1 самолета и 3 вертолета в месяц).
При этом известно, что начиная с 1986 года потери советской авиации оценивались
как неоправданно большие по причине применения афганскими моджахедами
вышеупомянутых американских ракет «Стингер». На Украине, по данным Aviation
Safety Network, было за время войны потеряно 11 боевых, разведывательных и
транспортных самолетов (по 2 в месяц). Т.е. потери авиации в войне на Украине
также оказываются выше примерно в 2 раза, чем в Афганистане. По вертолётам
соотношение потерь примерно такое же, в 2-3 раза выше, чем в Афганистане. При
сравнении потерь Украины в ходе нынешней войны с советскими потерями в
Афганистане надо понимать, что Украина многократно меньше всего СССР, однако
она одна несёт еще большие ежемесячные потери, чем весь СССР.
Афганистан покинуло примерно 3,5 млн беженцев
в Пакистан и столько же в Иран. Итого примерно 7 млн человек. На Украине в
настоящее время зарегистрировано более 300 тыс. перемещенных лиц с востока. По
оценкам программы ООН по беженцам, их может быть только на Украине уже в три
раза больше, ведь подсчетом охвачены лишь официально зарегистрированные. В
Россию выехало более 800 тыс. беженцев. Советская афганская эпопея 1979-1989
годов, как и нынешние события на Украине, красноречиво свидетельствует: никакая
война не может быть увеселительной прогулкой и игрой, это дорога гибели всего —
и людей, и городов. Её гораздо легче начать, чем закончить.
Что ждет Афганистан и Украину в будущем?
Делать прогнозы на будущее очень трудно, да это и не входит в нашу задачу.
Можно лишь в наиболее общих чертах предсказать, что мир придёт в эти страны ещё
не скоро. А пока что, в порядке послесловия, сообщим, что Украина заняла 127-е
место в рейтинге свободы слова. Об этом свидетельствуют данные ежегодного
доклада World Press Freedom-2014 международной организации «Репортеры без
границ». По сравнению с прошлым годом, Украина опустилась на одну позицию в
рейтинге, включающем 180 стран мира, и расположилась между Колумбией и
Афганистаном.