шаблоны wordpress.

Вклад в искусство: как российские миллиардеры инвестируют в культуру

Пик интереса российских миллиардеров к культуре пришелся на предкризисные 2000-е: в 2004 году Виктор Вексельберг стал владельцем крупнейшей в мире коллекции яиц Фаберже, в 2007-м Алишер Усманов выкупил в пользу России собрание русского искусства Ростроповича-Вишневской и коллекцию советских мультфильмов, а Роман Троценко открыл центр современного искусства «Винзавод». Подробнее об этих и других меценатских инвестициях участников списка Forbes — в нашей галерее.

Пик интереса российских миллиардеров
к культуре пришелся на предкризисные 2000-е: в 2004 году Виктор Вексельберг стал
владельцем крупнейшей в мире коллекции яиц Фаберже, в 2007-м Алишер Усманов выкупил
в пользу России собрание русского искусства Ростроповича-Вишневской и коллекцию
советских мультфильмов, а Роман Троценко открыл центр современного искусства «Винзавод».
Подробнее об этих и других меценатских инвестициях участников списка Forbes — в
нашей галерее.

 

Роман Абрамович, частный инвестор

Инвестиции: музей современного искусства «Гараж»

В 2010 году авторитетный журнал «Артхроника»
объявил Романа Абрамовича и его жену Дарью Жукову самыми влиятельными людьми года
в искусстве. Во многом это случилось благодаря выставкам, которые проходили в принадлежащем
чете центре современного искусства «Гараж». «Гараж» стал первым проектом благотворительного
фонда развития и поддержки искусства «Айрис», основанного в 2008 году Жуковой.

За годы существования «Гаража», который
в 2013-м сменил статус «центра» на «музей», на площадке проходили громкие выставки
Марка Ротко, Марины Абрамович, Мишеля Гондри и других. Кроме того, в 2012 году совместно
с издательством Ad Marginem «Гараж» объявил о запуске программы по изданию книг
о современной культуре: искусстве, архитектуре, новых медиа, фотографии, кинематографе
и театре. В музее также ведется образовательная и научная работа.

Помимо спонсирования «Гаража», в 2010
году Абрамович объявил о намерении вложить $400 млн в реконструкцию территории острова
Новая Голландия в Санкт-Петербурге, которая началась под патронажем того же «Айриса».
Миллиардер решил превратить местные склады и другие постройки XVIII века в комплекс
музеев, художественных галерей, отелей, ресторанов и офисов. Эту инвестицию американский
Forbes назвал самой дорогой покупкой богатейших людей мира в 2010 году. Завершить
реконструкцию Новой Голландии планируется к ноябрю 2017
года
.

 

Алишер Усманов, основатель и основной акционер
USM Holdings

Инвестиции: возвращение в Россию
коллекции произведений русского искусства Ростроповича — Вишневской и коллекции
мультфильмов

В 2007 году миллиардер Алишер Усманов совершил
сразу два громких приобретения в сфере искусства. Предприниматель выкупил права
на коллекцию советских мультфильмов у американской компании Films by Jove. Точная
сумма, заплаченная Усмановым за анимационные ленты, в числе которых были «Чебурашка»,
«Ежик в тумане», «Аленький цветочек» и другие популярные картины, не называлась,
но источник, близкий к длившимся почти полгода переговорам, рассказал РИА Новости,
что это была сделка в пределах $5-10 млн. В такую сумму коллекцию оценили эксперты
из США. Сразу после того, как сделка была закрыта, предприниматель безвозмездно
передал мультфильмы детскому телеканалу «Бибигон».

Второй и еще более крупной покупкой Усманова в
том же году стало приобретение коллекции русского искусства Ростроповича — Вишневской.
Именитая чета собирала ее на протяжении 30 лет. Наиболее ценными предметами коллекции
считаются картины Серова, Рериха, Брюллова, Венецианова, Репина и других российских
художников. После смерти Мстислава Ростроповича Галина Вишневская решила продать
собрание с аукциона из-за того, что его содержание обходилось чрезвычайно дорого.
Министр культуры Михаил Швыдкой говорил, что ведомство было заинтересовано в покупке
коллекции и ее возвращении в Россию, но денег на это у государства не было. Поэтому
министерство обратилось к предпринимателям. За день до аукциона Sotheby’s, который
был назначен на 18-19 сентября 2007 года, Усманов целиком выкупил собрание. Сумма,
заплаченная предпринимателем, не разглашалась. Однако организаторы торгов отметили,
что Усманов заплатил значительно больше $40 млн, в которые оценивали коллекцию эксперты.
После покупки бизнесмен передал собрание Ростроповича — Вишневской государству.

 

Леонид Михельсон, председатель правления ОАО «Новатэк»

Инвестиции: фонд V-A-C, поддержка
молодых российских художников

Леонид Михельсон давно инвестирует в современное
искусство. В 2009 году предприниматель основал фонд V-A-C («Victoria — the Art of
being Contemporary»), названный в честь его дочери Виктории. Фонд поддерживает музеи
современного искусства, выделяет гранты молодым художникам и их кураторам.

Первой выставкой V-A-C, получившей широкий резонанс,
стала экспозиция «Модерникон. Современное искусство России», проведенная в 2010
году в Турине. Год спустя Михельсон вошел в Совет попечителей Нового музея современного
искусства в Нью-Йорке, а в 2011-м его фонд стал спонсором масштабной нью-йоркской
выставки восточноевропейского искусства Ostalgia, где был представлен блок российских
художников.

Последнее приобретение Михельсона — ГЭС-2 на Болотной
площади, на месте которой миллиардер сделает музей искусств. За первый 50%-ный пакет
акций, принадлежащих «Газпрому», компания Михельсона «Левит» в октябре 2014 года
заплатила около $900 млн. Несколько месяцев спустя миллиардер выкупил ГЭС-2 целиком.
Экс-руководитель московского департамента культуры Сергей Капков в интервью «Ведомостям»
так рассказывал об истории выкупа ГЭС: «Идея сделать музей была его (Михельсона)
— у него большая коллекция, он меня приглашал, показывал. Я ему говорю: так вы показывайте
ее людям!» «Мосэнерго» потребуется около двух лет, чтобы вывести ГЭС из эксплуатации.

 

Михаил Прохоров, владелец группы «Онэксим»

Инвестиции: учреждение
литературной премии «НОС»

Михаил Прохоров, вне бизнеса известный прежде
всего покупкой американского баскетбольного клуба Brooklyn Nets, инвестирует не
только в спорт, но и в культуру. В 2009 году, когда праздновалось 200-летие со
дня рождения Николая Гоголя, благотворительный фонд предпринимателя учредил
ежегодную литературную премию «НОС» («Новая словесность»). Ее победитель
получает награду в размере 700 000 рублей, а каждый финалист, попавший в короткий
список, — по 40 000 рублей.

Кроме премии фонд занимается организацией и
поддержкой ежегодной Красноярской ярмарки книжной культуры, грантовым
библиотечным конкурсом и комплектацией библиотек качественной литературой,
сообщается на сайте премии. Также фонд организует международную программу
Transcript по поддержке переводов российской гуманитарной и художественной
литературы на иностранные языки.

За год до учреждения премии «НОС» Прохоров
запустил журнал «Сноб», в который вложил около $150 млн. А в 2010 году
предприниматель профинансировал фестиваль «Неизвестная Сибирь» в Лионе, на
котором выступал Российский национальный оркестр под управлением Михаила
Плетнева, а театр Наций привозил спектакль «Рассказы Шукшина».

 

Борис Минц, председатель совета директоров О1
Group

Инвестиции: Музей русского
импрессионизма

Коллекционировать картины Борис Минц начал в
начале 2000-х, когда «вышел на свободу», рассказывал сам бизнесмен в интервью
Forbes, имея в виду окончание своей чиновничьей и политической карьеры.  Минц, по собственному признанию, «болеет»
русскими импрессионистами, которых собирал по крупицам. В 2013 году в его
коллекции было около ста картин, общую стоимость которых сам предприниматель
оценивал в «несколько миллионов долларов». В основном, это были пейзажи авторов
русской школы конца XIX и первой половины XX века, одного из самых богатых на
блестящие имена периодов российской художественной истории.

Весной 2012 года принадлежащая Минцу
девелоперская компания O1 Properties объявила о завершении сделки по покупке
зданий кондитерской фабрики «Большевик» на Ленинградском проспекте. А еще через
год позади здания фабрики на личные деньги Минца (тогда затраты оцненивались в
$10 млн) началось строительство «Музея русского импрессионизма». Открытие было
назначено на 2015 год.

 

Александр Мамут, предприниматель

Инвестиции: Институт медиа,
архитектуры и дизайна «Стрелка»

Идея создания Института медиа, архитектуры и
дизайна «Стрелка» принадлежала основателю журнала «Афиша» Илье
Осколкову-Ценциперу. Вложиться в проект согласился предприниматель Александр
Мамут: «Нам понравилась его концепция, и мы просто дали денег», — рассказывал
бизнесмен на открытии института в 2009 году. Изначально он был единственным
инвестором, но позднее к нему присоединился сооснователь телекоммуникационного
оператора «Скартел» Сергей Адоньев. Вместе бизнесмены, по словам Мамута,
вложили в «Стрелку» «несколько миллионов долларов».

Институт был создан для учебы специалистов,
уже имеющих высшее образование. Программу обучения составлял глава
архитектурного бюро ОМА Рем Колхас, которого Мамут называл «одним из выдающихся
архитекторов современности». При «Стрелке» появилось издательство Strelka
Press, а в 2014 году институт курировал российский павильон на XIV Венецианской
архитектурной биеннале.

Еще один культурный проект Мамута — книжное
издательство «Азбука-Аттикус». Оно образовалось в 2008 году после объединения
санкт-петербургской «Азбуки» с издательской группой «Аттикус-Паблишинг»
предпринимателя. Сейчас «Азбука-Аттикус» является одной из крупнейших
книгоиздательских групп в России.

 

Владимир Потанин, президент компании
«Интеррос», генеральный директор ГМК «Норильский никель»

Инвестиции: благотворительный
фонд Владимира Потанина, поддержка музея «Эрмитаж»

Благотворительный фонд Владимира Потанина,
который ежегодно тратит на культуру и образование около $10 млн, был учрежден
еще в 1999 году. Он стал одним из первых частных фондов в современной России.
Бюджет фонда формируется из личных средств миллиардера. Фонд учредил грантовый
конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире», который в 2013 году отпраздновал
10-летний юбилей. Цель конкурса — продвижение инновационных подходов и
адаптация российских музеев к меняющимся условиям современного мира.

С 2003 года Потанин возглавляет попечительский
совет музея «Эрмитаж». Предприниматель выделяет гранты сотрудникам музея,
размер которых варьируется от 50 000 до 200 000 рублей в год. Когда в 2010 году
было принято решение о создании эндаумент-фонда Эрмитажа (такие фонды
существуют, как правило, для финансирования учреждений культуры и образования),
Потанин первым внес в него $5 млн.

«Причин моего интереса к культуре две, —
приводятся слова бизнесмена на сайте фонда. — Во-первых, культура — явление
интернациональное. Я всегда стремился как можно больше рассказывать миру о
России, а поддержка культуры — один из наиболее оптимальных способов достижения
этой цели. Вторая причина, по которой я решил оказывать поддержку культуре, —
это ее непохожесть на мою повседневную жизнь, которая полна прагматизма и стрессов».
В 2014 году Потанин был отмечен премией Министерства культуры РФ «Меценат
года».

 

Сергей Адоньев, частный инвестор

Инвестиции: реставрация
электротеатра «Станиславский»

Электротеатром бывший Московский драматический
театр имени Константина Станиславского стал после масштабной реконструкции,
начатой осенью 2013 года и оконченной в начале 2015-го. После ремонта в театре
появились большой универсальный зал на 200 мест с трансформируемой сценой,
многофункциональное фойе, шесть репетиционных залов, мастерские и цеха, склад
декораций с подъемником и пошивочный цех. «В электротеатр «Станиславский», как
он теперь называется, вложены сотни миллионов внебюджетных ресурсов — средств
частных предпринимателей», — сообщил мэр Москвы Сергей Собянин на его открытии.
Проект реконструкции был разработан архитектурным бюро Wowhaus на деньги,
собранные Фондом поддержки электротеатра под руководством основателя и
владельца компании Yota Сергея Адоньева.

Бывший глава департамента культуры Москвы
Сергей Капков в интервью газете «Ведомости» сообщил, что Адоньев «полностью на
свои деньги отреставрировал Театр Станиславского». Фонд также взял на себя
бюджет театрального сезона-2015 и выделил средства на доплаты сотрудникам.
Художественный руководитель электротеатра Борис Юхананов сказал в интервью
«Коммерсанту», что на его работу и концепцию фонд давления не оказывает, а,
напротив, помогает.

Театр не первая крупная инвестиция Адоньева в
культуру. Вместе с Александром Мамутом 
он организовал Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».

 

Шалва Бреус, председатель совета директоров
«Ост Вест Групп»

Инвестиции: учреждение премии
Кандинского

Владелец Балахнинского целлюлозно-бумажного
комбината, одного из крупнейших в Европе производителей газетной бумаги, в 2007
году основал культурный фонд «Артхроника», который в 2014 году сменил название
на BREUS Foundation. Основным его проектом стала учрежденная в том же году
Премия Кандинского — престижная награда в области современного искусства. В ней
ежегодно участвуют несколько сотен российских художников. Общий призовой фонд
премии составляет 50 000 евро— вполне на уровне таких национальных премий в
области современного искусства, как британская Премия Тернера или французская
Премия Марселя Дюшана.

Премия Кандинского присуждается в номинациях
«Проект года» —40 000 евро, «Молодой Художник года» (до 35 лет) —10 000 евро
и «Научная работа. История и теория современного искусства», призом в которой
является издание работы. В 2014 году «Проектом года» была признана работа
художника Павла Пепперштейна «Святая политика».

Помимо Премии Кандинского вот уже несколько
лет с именем Бреуса связаны слухи об открытии нового музея современного
искусства. В марте стало известно, что предприниматель подал обращение в
департамент городского имущества Москвы о покупке здания кинотеатра «Ударник»,
которое с 2012 года находится в долгосрочной аренде у бизнесмена. В «Ударнике»
в частности, проходят выставки Премии Кандинского. По оценкам самого Бреуса,
реставрация «Ударника» и создание в нем музея потребуют инвестиций на сумму не
меньше $30 млн.

 

Роман Троценко, председатель совета директоров
«АЕОН Корпорейшн»

Инвестиции: создание культурного
центра «Винзавод»

Центр современного искусства «Винзавод»,
открытый в 2007 году на территории бывшего пивоваренного завода «Московская
Бавария», стоил его создателю Роману Троценко, владельцу AEON Corporation, $12
млн. На деньги Троценко была проведена и реконструкция комплекса из нескольких
промышленных построек конца XIX века, которой занимался архитектор Александр
Бродский. С момента открытия до 2012 года директором культурного пространства
была супруга предпринимателя Софья Троценко, которая позже ушла работать в
столичную мэрию.

«Винзаводу» удалось стать местом притяжения
публики, интересующейся искусством, здесь появились галереи и выставочные залы,
арт-кафе, книжные и музыкальные магазины. Сейчас это самый большой центр
современного искусства в России. Он соединяет разные направления современной
культуры: выставки, фестивали, лекции, кинопоказы, концерты — и поддерживает
талантливых молодых художников.

 

Виктор Вексельберг, председатель совета
директоров группы компаний «Ренова»

Инвестиции: возвращение в Россию
коллекции пасхальных яиц Фаберже

Виктор Вексельберг выкупил коллекцию
императорских пасхальных яиц, принадлежащую основателю журнала Forbes Малкольму
Форбсу, оптом, уведя ее из-под носа конкурентов, рассчитывавших побороться за
шедевры на аукционе Sotheby’s. Сделка по приобретению девяти императорских
пасхальных яиц Фаберже и еще около 190 предметов — брошей, табакерок и чернильных
приборов — состоялась в 2004 году, за день до открытия официальных торгов.
«КоммерсантЪ» писал, что предприниматель заплатил  Sotheby’s $100 млн (официально сумма не
подтверждалась). Вексельберг пообещал вернуть коллекцию пасхальных яиц в Россию.

Оптом яйца Фаберже еще никто не покупал — даже
в безумные 1920-1930-е, когда большевики взялись распродавать царские
сокровища, западные коллекционеры приобретали их по одному. После покупки
Вексельберг занялся созданием фонда «Связь времен», который к 2013 году обладал
крупнейшим в мире частным собранием русского прикладного искусства рубежа
XIX-XX веков, насчитывающим свыше 4000 предметов. В ноябре 2013 года в
Шуваловском дворце Санкт-Петербурга открылся частный музей Фаберже, куда вошла
коллекция фонда.