Вдохновила
меня на написание этой статьи моя дочь
двух с половиной лет. Несколько недель назад я взяла её с собой в магазин за
продуктами, чтобы приобрести всё необходимое для приготовления семейного ужина.
Покупая морковку, картофель, яблоки, я
спросила ее: «Что еще мы должны купить сегодня?» И вот что она мне ответила: «Мама, а ты
можешь купить деньги, чтобы тебе не надо было идти на работу и зарабатывать их
каждый день?»
Получив
такой ответ от ребёнка, который только начал разговаривать, я пришла в слегка
шоковое состояние. Я очень долго думала об этих словах (как мама и как человек
с высшим финансовым образованием). Она убедила меня, что понимает концепцию
того, что деньги не растут на деревьях,
и то, что мама и папа должны работать для
того, чтобы их заработать!
Концепция «купить деньги и заставить их работать на
себя» достаточно серьезна для малыша, и я вспомнила наши утренние разговоры с
мужем о финансовой бирже и поняла, что
многие детки довольно продвинуты в наши
дни, и главное – не упустить время и научить их правильно относиться к деньгам.
Реальность
такова, что сегодняшним школам не хватает средств на введение предмета
финансовой грамотности в качестве стандартной части учебной программы. Между
тем, наша высокотехнологичная культура материальной выгоды и потребления
преподает уроки детям, которых им лучше не знать. Дети рассматривают
пластиковые кредитные карты как легкие деньги, а не как кредитные деньги.
Лимиты по кредитным картам работают не как фактор финансовой сдержанности и
ограничения, а больше как приглашение
тратить деньги до суммы лимита. Подарочные карты, «Groupon” и интернет-деньги в
смартфонах в настоящее время являются новой валютой, но, в отличие от купюр и
монет, они предназначены только для одной цели – для расходов (их невозможно
инвестировать). Положите подарочную карту на $25 в конверте вашему племяннику
или племяннице, и вы можете быть уверены, что карта будет потрачена в магазине
одежды, а не положена на сберегательный счет.
Уроки
финансовой ответственности должны начинаться дома. Большинство детей узнают о
личных финансах путем « Money See, Money Do». То, как родители или опекуны
обращаются с деньгами, как они говорят (или не говорят) об этом, и то, какие
эмоции они выражают в отношении денег, – все это формирует детское отношение к
деньгам.
Какие шаги
могут предпринять родители, чтобы воспитать ребенка с хорошими финансовыми
навыками?
Во-первых,
подумайте о том, что будет представлять собой финансовая ответственность для
вашего ребенка. Вот некоторые идеи:
Я хочу,
чтобы мой ребенок уважал деньги, но они не господствовали над ним.
Я хочу,
чтобы мой ребенок учился быть щедрым.
Я хочу,
чтобы мой ребенок относился к долговым обязательствам осмотрительно.
Я хочу,
чтобы мой ребенок понял, как сохранить и инвестировать деньги.
Теперь
начинается самая сложная часть: как бы вы себя оценили согласно перечисленному
выше? Пока вы сами не в полной мере устоялись в финансовом отношении, это
гораздо труднее передать вашим детям.
Ищите
возможности для превращения обычных денежных транзакций в элементы обучения для
ваших детей. Например,
возьмите ребенка в банк вместо того, чтобы воспользоваться банкоматом.
Поговорите о роли банков как учреждений, где люди держат деньги в безопасности
и получают проценты. Объясните старшему ребенку, почему вы предпочитаете
выбранный вами банк или кредитное объединение. Дает ли он больший процент,
более низкие ставки сборов или иные удобства? При депонировании или снятии
денег поговорите с ребёнком о депозите и о том, как вы планируете использовать
данные средства.
Позвольте
вашим детям участвовать в распределении денежных средств на оплату бытовых
услуг. Заручитесь
их помощью при оплате счетов. Даже очень маленький ребенок может открыть
конверт; если он умеет читать, то способен понять, что такое счёт, сумма
выплаты и сроки погашения. Это дает им оценку стандартных расходов. Они могут и
не знать, например, что мы должны оплачивать услуги, такие, как вода, ипотеки,
страхования или квартплата. Покажите им, что необходимо для выписывания чека
или оплаты счета онлайн.
Проводите
уроки весело и целеустремленно. Попросите детей составить список продуктов для
покупки, а затем вычеркивать их после нахождения в магазине. Покажите, как
выбирать магазин, проверять цену и сравнивать с аналогичным продуктом и решать,
что лучше: например, дженерики или бренды. Делитесь с детьми частью
сэкономленных средств, которые можно потратить на что-либо по их усмотрению.
Детям старшего возраста дайте «сумму», и посмотрите, как они ее потратят.
Пообщайтесь с ними, если они потратили
деньги на пустяки. Вовлеките их в процесс, и, возможно, вы будете удивлены и
довольны их творчеством и финансовыми решениями.
Деньги и
баланс. Дети, а также незрелые в финансовом вопросе
взрослые склонны думать о деньгах одномерно. Они сосредоточены на том, что
могут получить за деньги, а не на том, от чего могут отказаться или рискнуть в
процессе. Важный основополагающий шаг, который будет служить детям хорошим
примером в их будущем – показать сбалансированное представление о деньгах, взвешивая
доходы и расходы. Один из способов научить ребенка нести ответственность –
позволить ему или ей сделать выбор и решить: «Что лучше – купить игрушку
(хочется, но похожая есть) или сохранить деньги, немного добавить потом и купить то, что мне действительно нужно? Мне
и в самом деле нужно купить эту игрушку или платье? и т.д.»
У нас,
родителей, есть планы и надежды,
связанные с будущим наших детей. Уважая
их выбор, мы все же хотим, чтобы они получили высшее образование и смогли
получить хорошо оплачиваемую работу, чтоб они жили спокойно и чувствовали себя уверенно. Но если мы не научим своих
детей финансовой грамотности, для того, чтобы они имели возможность управлять
этим хорошим доходом, все инвестиции и жертвы, направленнные на то, чтобы они
получили образование, могут быть напрасными. Ваш сын может вырасти и стать
врачом, а ваша дочь – руководящим работником, но, вместе с тем, быть в вечных долгах, жить от
зарплаты до зарплаты, потому что они научились зарабатывать, но не умеют
распоряжаться своими деньгами.
Помогая
вашим детям выучить простые и кажущиеся не столь важными уроки обращения с
деньгами сейчас, вы помогаете им пройти длинный путь к укреплению их
финансового успеха в будущем.
От редакции «КСТАТИ»
О
серьезности проблемы мы впервые услышали от учительницы истории в high school,
которая летом занималась с отстающими ребятами.. Разговорившись с ними, она
поняла, что многие подростки, зная, как
получить кредитную карту и покупая дорогие вещи, никак не могут понять, почему,
если они купили кроссовки за $200 и выплатили минимальную плату в 15 дол. на
карту, где процент 25%, их долг не $185, а больше $200. Ведь они же платили…
Конечно, ни
в школе, ни дома они не получали никакой информации и понятия не имеют, как
обращаться с деньгами, чтоб не попасть в должники буквально в начале жизни. Проблема серьезнейшая