шаблоны wordpress.

Таинственная царица Савская

altКто была эта таинственная женщина из глубин Аравии?
Мы не знаем, как ее звали, существовала ли она вообще. Однако царица Савская фигурирует во множестве легенд Ближнего Востока и Африки. Царица Савская упоминается в Библии, но тоже без имени. В Коране, а также во множестве персидских и арабских сказок ее называют Билкис. В Эфиопии она известна под именем Македа — Царица Юга — и занимает такое важное место в литературе и традициях, что ее потомками считали себя эфиопские императоры и продолжают считать местные иудаисты — фалаша. Древнейшим упоминанием о царице Савской считается третья Книга Царств («Первая царей» у евреев) Ветхого Завета. Узнав о великих деяниях и мудрости царя Соломона (примерно 965-926 гг. до н.э.), царица Савская прибывает в Иерусалим, чтобы проверить это, и загадывает Соломону загадки. Какие именно, Библия не говорит — упоминается лишь о том, что царь все их разгадал.

Кто была эта
таинственная женщина из глубин Аравии?

Мы не знаем,
как ее звали, существовала ли она вообще. Однако царица Савская фигурирует во
множестве легенд Ближнего Востока и Африки. Царица Савская упоминается в
Библии, но тоже без имени. В Коране, а также во множестве персидских и арабских
сказок ее называют Билкис. В Эфиопии она известна под именем Македа — Царица
Юга — и занимает такое важное место в литературе и традициях, что ее потомками
считали себя эфиопские императоры и продолжают считать местные иудаисты —
фалаша. Древнейшим упоминанием о царице Савской считается третья Книга Царств
(«Первая царей» у евреев) Ветхого Завета. Узнав о великих деяниях и мудрости
царя Соломона (примерно 965-926 гг. до н.э.), царица Савская прибывает в
Иерусалим, чтобы проверить это, и загадывает Соломону загадки. Какие именно,
Библия не говорит — упоминается лишь о том, что царь все их разгадал.

Сейчас почти
точно известно, что ее владения находились в юго-западном углу Аравийского полуострова,
где сейчас Йемен. В легендах агады государство царицы Савской описывается как
волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а
люди не знают войны. Согласно ветхозаветному преданию, Царица Савская, услышав
о славе царя Соломона, пришла в Иерусалим испытать его загадками и изумилась
его мудрости. Конечно, Билкис приехала не только «загадки загадывать»: через
вассальные Израилю территории проходила Дорога благовоний — путь из Сабы в
Египет, Финикию и Сирию. Для того чтобы договориться о свободном проходе
караванов, она и привезла столь щедрые подарки. Так что царица преодолела 2000
км по пустыням до Иерусалима не из чистого любопытства.

Библия
отмечает, что исторический «саммит» привел к заключению взаимовыгодного соглашения.
Царица подарила Соломону «120 талантов золота, великое множество благовоний и
драгоценные камни», а он выполнил все ее пожелания. И она вернулась домой. В
Библии красочно рассказывается о впечатлениях царицы Савской от общения с
Соломоном: «Верно то, что я слышала в земле своей о делах и мудрости твоей. Но
я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои. И вот, мне и
вполовину не сказано — мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я
слышала». Сама Билкис была столь красива и царственна, что Соломон тоже был
очарован молодой царицей. Но во время одной из ее первых встреч с израильским
царем приключилась история, которая описана в одной из книг Талмуда –
«Мидраше». По убеждениям древних семитов, одна из характерных черт дьявола —
козлиные копыта. Соломон опасался, что под обличьем прекрасной женщины в его
гостье скрывается дьявол.

Чтобы
проверить, так ли это, он построил павильон со стеклянным полом, запустил туда
рыбок и предложил Билкис пройти через этот зал. Иллюзия настоящего бассейна
была столь сильна, что царица Савская, переступив порог павильона, сделала то,
что инстинктивно делает любая женщина, входя в воду, — приподняла платье. Всего
лишь на мгновение. Но Соломон успел увидеть тщательно скрываемое: ноги царицы
были человеческими. Когда Билкис впервые появилась перед Соломоном в
сопровождении всей своей свиты, десятков полуобнаженных девушек в подарок царю
и двух охранявших ее пантер, он был поражен и не смог устоять перед ее красотой
и величием. Говорят, что и тысяча женщин спустя много лет не помогла Соломону
забыть ее. Полгода продолжался их короткий роман. Все это время Соломон не
расставался с ней и непрестанно дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что
Билкис беременна, она покинула царя и вернулась в Сабейское царство, где и
родила сына Менелика, ставшего первым эфиопским царем. Ему была уготована
славная судьба. Соломон и царица Савская, считаются в эфиопских преданиях
родоначальниками трехтысячелетней династии императоров Абиссинии.

Если в Африке
царицу Савскую всегда чтили, то в других культурах и религиях отношение к ней
было совсем иное. Благородную царицу Ветхого Завета, равную великому правителю
Израиля, некоторые легенды превратили в соблазнительницу и попросту ведьму. В
Иерусалим она будто бы прибыла не по доброй воле, а по приказу царя, вела
развратную жизнь, и умудрилась соблазнить даже Соломона. Почему же репутация
царицы Савской так резко менялась? Возможно, это отражало переход от
матриархата к патриархату — женщины утрачивали свои права и влияние. Во времена
Соломона царицы на Ближнем Востоке были обычным явлением, но в послебиблейские
времена женщину на троне было уже трудно представить. Память о могучей
правительнице задевала мужское самолюбие, а потому ее образ и постарались
смешать с грязью.

В
иудейско-христианской традиции царь Соломон и царица Савская уважали друг
друга. Она высоко ценила его мудрость, а он восхищался ее красотой и
удовлетворял все ее просьбы. Легенды свидетельствуют, что царица Билкис умела
составлять эссенции из трав, смол, цветов и корней. Это одно из первых упоминаний
об искусстве парфюмерии. Царица, оказывается, понимала еще толк в астрологии,
укрощении, диких зверей и составлении любовных заговоров. На мизинце она носила
колдовской перстень с камнем, называвшимся «астерикс». Современные ученые не
знают, что это такое, а в те времена было само собой разумеющимся, что самоцвет
предназначался философам и влюбленным. Более поздние греческие и римские мифы
приписывали царице Савской неземную красоту и величайшую мудрость. Она владела
искусством интриг для удержания власти и была верховной жрицей некого южного
культа нежной страсти… Арабы добавляли, что она была еще и мастерицей в
приготовлении лакомых блюд, хотя и могла во время путешествий утолять голод
простым хлебом и сырой водой. Путешествовала на слонах и верблюдах. В
торжественные моменты надевала золотую корону со страусовыми перьями. Свита ее
состояла из черных карликов, а гвардия — из светлокожих высокорослых гигантов.
Да и сама она не была смуглянкой. Как дитя своей эпохи была хитра, суеверна,
склонна к признанию чужих богов, если они сулили ей удачу. Итак, легенды и мифы
рисуют нам и романтический, и реалистический образ царицы Савской — купца,
дипломата, воительницы, умелой управительницы большого и процветающего края.

Её царский
дворцовый комплекс вместе со сказочным садом был обнесён орнаментированной
стеной из цветных камней. Предания называют различные районы местоположения
столицы загадочной страны, например, у стыка границ Намибии, Ботсваны и Анголы,
у заповедника с озером Упемба (юго-восток Заира) и т.д. Древнеписьменные
источники сообщают, что она была из династии египетских царей, отцом был Бог,
которого она страстно желала видеть. Ей были знакомы языческие идолы и
предшественники Гермеса, Посейдона, Афродиты. Она была склонна к признанию чужих
богов. Легенды и мифы, дошедшие до нас, повествуют нам о реальном и
романтическом, но всегда таинственном образе царицы Савской из большого и
процветающего государства.