Кто была эта
таинственная женщина из глубин Аравии?
Мы не знаем,
как ее звали, существовала ли она вообще. Однако царица Савская фигурирует во
множестве легенд Ближнего Востока и Африки. Царица Савская упоминается в
Библии, но тоже без имени. В Коране, а также во множестве персидских и арабских
сказок ее называют Билкис. В Эфиопии она известна под именем Македа — Царица
Юга — и занимает такое важное место в литературе и традициях, что ее потомками
считали себя эфиопские императоры и продолжают считать местные иудаисты —
фалаша. Древнейшим упоминанием о царице Савской считается третья Книга Царств
(«Первая царей» у евреев) Ветхого Завета. Узнав о великих деяниях и мудрости
царя Соломона (примерно 965-926 гг. до н.э.), царица Савская прибывает в
Иерусалим, чтобы проверить это, и загадывает Соломону загадки. Какие именно,
Библия не говорит — упоминается лишь о том, что царь все их разгадал.
Сейчас почти
точно известно, что ее владения находились в юго-западном углу Аравийского полуострова,
где сейчас Йемен. В легендах агады государство царицы Савской описывается как
волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а
люди не знают войны. Согласно ветхозаветному преданию, Царица Савская, услышав
о славе царя Соломона, пришла в Иерусалим испытать его загадками и изумилась
его мудрости. Конечно, Билкис приехала не только «загадки загадывать»: через
вассальные Израилю территории проходила Дорога благовоний — путь из Сабы в
Египет, Финикию и Сирию. Для того чтобы договориться о свободном проходе
караванов, она и привезла столь щедрые подарки. Так что царица преодолела 2000
км по пустыням до Иерусалима не из чистого любопытства.
Библия
отмечает, что исторический «саммит» привел к заключению взаимовыгодного соглашения.
Царица подарила Соломону «120 талантов золота, великое множество благовоний и
драгоценные камни», а он выполнил все ее пожелания. И она вернулась домой. В
Библии красочно рассказывается о впечатлениях царицы Савской от общения с
Соломоном: «Верно то, что я слышала в земле своей о делах и мудрости твоей. Но
я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои. И вот, мне и
вполовину не сказано — мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я
слышала». Сама Билкис была столь красива и царственна, что Соломон тоже был
очарован молодой царицей. Но во время одной из ее первых встреч с израильским
царем приключилась история, которая описана в одной из книг Талмуда –
«Мидраше». По убеждениям древних семитов, одна из характерных черт дьявола —
козлиные копыта. Соломон опасался, что под обличьем прекрасной женщины в его
гостье скрывается дьявол.
Чтобы
проверить, так ли это, он построил павильон со стеклянным полом, запустил туда
рыбок и предложил Билкис пройти через этот зал. Иллюзия настоящего бассейна
была столь сильна, что царица Савская, переступив порог павильона, сделала то,
что инстинктивно делает любая женщина, входя в воду, — приподняла платье. Всего
лишь на мгновение. Но Соломон успел увидеть тщательно скрываемое: ноги царицы
были человеческими. Когда Билкис впервые появилась перед Соломоном в
сопровождении всей своей свиты, десятков полуобнаженных девушек в подарок царю
и двух охранявших ее пантер, он был поражен и не смог устоять перед ее красотой
и величием. Говорят, что и тысяча женщин спустя много лет не помогла Соломону
забыть ее. Полгода продолжался их короткий роман. Все это время Соломон не
расставался с ней и непрестанно дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что
Билкис беременна, она покинула царя и вернулась в Сабейское царство, где и
родила сына Менелика, ставшего первым эфиопским царем. Ему была уготована
славная судьба. Соломон и царица Савская, считаются в эфиопских преданиях
родоначальниками трехтысячелетней династии императоров Абиссинии.
Если в Африке
царицу Савскую всегда чтили, то в других культурах и религиях отношение к ней
было совсем иное. Благородную царицу Ветхого Завета, равную великому правителю
Израиля, некоторые легенды превратили в соблазнительницу и попросту ведьму. В
Иерусалим она будто бы прибыла не по доброй воле, а по приказу царя, вела
развратную жизнь, и умудрилась соблазнить даже Соломона. Почему же репутация
царицы Савской так резко менялась? Возможно, это отражало переход от
матриархата к патриархату — женщины утрачивали свои права и влияние. Во времена
Соломона царицы на Ближнем Востоке были обычным явлением, но в послебиблейские
времена женщину на троне было уже трудно представить. Память о могучей
правительнице задевала мужское самолюбие, а потому ее образ и постарались
смешать с грязью.
В
иудейско-христианской традиции царь Соломон и царица Савская уважали друг
друга. Она высоко ценила его мудрость, а он восхищался ее красотой и
удовлетворял все ее просьбы. Легенды свидетельствуют, что царица Билкис умела
составлять эссенции из трав, смол, цветов и корней. Это одно из первых упоминаний
об искусстве парфюмерии. Царица, оказывается, понимала еще толк в астрологии,
укрощении, диких зверей и составлении любовных заговоров. На мизинце она носила
колдовской перстень с камнем, называвшимся «астерикс». Современные ученые не
знают, что это такое, а в те времена было само собой разумеющимся, что самоцвет
предназначался философам и влюбленным. Более поздние греческие и римские мифы
приписывали царице Савской неземную красоту и величайшую мудрость. Она владела
искусством интриг для удержания власти и была верховной жрицей некого южного
культа нежной страсти… Арабы добавляли, что она была еще и мастерицей в
приготовлении лакомых блюд, хотя и могла во время путешествий утолять голод
простым хлебом и сырой водой. Путешествовала на слонах и верблюдах. В
торжественные моменты надевала золотую корону со страусовыми перьями. Свита ее
состояла из черных карликов, а гвардия — из светлокожих высокорослых гигантов.
Да и сама она не была смуглянкой. Как дитя своей эпохи была хитра, суеверна,
склонна к признанию чужих богов, если они сулили ей удачу. Итак, легенды и мифы
рисуют нам и романтический, и реалистический образ царицы Савской — купца,
дипломата, воительницы, умелой управительницы большого и процветающего края.
Её царский
дворцовый комплекс вместе со сказочным садом был обнесён орнаментированной
стеной из цветных камней. Предания называют различные районы местоположения
столицы загадочной страны, например, у стыка границ Намибии, Ботсваны и Анголы,
у заповедника с озером Упемба (юго-восток Заира) и т.д. Древнеписьменные
источники сообщают, что она была из династии египетских царей, отцом был Бог,
которого она страстно желала видеть. Ей были знакомы языческие идолы и
предшественники Гермеса, Посейдона, Афродиты. Она была склонна к признанию чужих
богов. Легенды и мифы, дошедшие до нас, повествуют нам о реальном и
романтическом, но всегда таинственном образе царицы Савской из большого и
процветающего государства.