В старом американском фильме о середине XIX века увидел спальный вагон и подумал: а когда и кто их
придумал? Виктор Россиг, Висмар, земля Мекленбург-Передняя Померания
В это время и именно в Америке его и придумали. Сначала, в
1830-х появился спальный вагон простой конструкции с деревянными лавками, который
под названием «Чемберсберг» весной 1839 года ввела в обслуживание Камберлендская
железная дорога (Cumberland Valley Railroad), возглавляемая Томасом Маккалло (Thomas Grubb McCullough). Идею Маккалло и главному инженеру компании Уильяму Робертсу
(William Milner Roberts) наверняка подсказала сама жизнь: поезд с таким вагоном курсировал
по свежепостроенной ветке между пенсильванскими городами Чемберсберг и Гаррисберг,
и дорога занимала 36 нелёгких часов для пассажиров. Эта же компания через несколько
лет пустила по другому маршруту второй вагон – «Карлайл».
Имя изобретателя вагона нам узнать не удалось, известно лишь,
что одним из первых в США производителей спальных вагонов стала в 1857 году компания
из Массачусетса – Wason Manufacturing Company of Springfield.
И всё же автором настоящих, комфортабельных спальных вагонов,
sleeping car, стал 28-летний инженер и предприниматель из Чикаго Джордж
Мортимер Пульман (George Mortimer Pullman). Даже чересчур комфортабельных. Пульман (таково его традиционное
русское написание) решил, что пассажиры должны путешествовать в роскоши, и по его
проекту в 1865 году был построен вагон, названный «Пионером». Впрочем, возможно,
основой этого вагона стал уже изобретённый в 1857 году Теодором Вудраффом (Theodore Tuttle Woodruff) спальный вагон для Железной дороги Пенсильвании. Кресла
в «Пионере» были покрыты шагреневой кожей, полы утопали в коврах, стены украшали
роскошные тиснёные обои, а впоследствии появилось и электрическое освещение. Кроме
того, вагон был оснащён системой кондиционирования воздуха – одной из первых, установленных
на пассажирских вагонах.
Пульман быстро понял, что строительство таких вагонов станет
прибыльным бизнесом, и в 1867 году основал собственную компанию Pullman Palace Car Company. Составы с «пульманами» стали колесить по дорогам США, а
изобретатель стал миллионером. Пульмановские спальные вагоны обычно были тёмно-зелёными,
хотя некоторые были окрашены в цвета закупившей их железнодорожной компании. Каждый
вагон имел своё название. Так, когда Пульман основал свою компанию в Англии и с
начала 1880-х годов там тоже появились пульмановские дворцы на колёсах, были там
«Золотая стрела» и «Брайтонская красавица».
А с 1883 года вагонами класса «люкс» был укомплектован знаменитый
«Восточный экспресс». (Сама идея «Экспресса» принадлежит бельгийцу Жоржу Нагельмакерсу,
Georges Nagelmackers.) В «пульманах», спешащих из Константинополя (Стамбула) в
Париж, были хрустальные люстры, купе, отделанные ценными породами дерева, шторы
из генуэзского бархата. Вагон-ресторан в этом самом роскошном поезде Европы был
выполнен в стиле Людовика XV и украшен картинами
кисти Эжена Делакруа (Eugеne Delacroix).
Кстати, первый вагон-ресторан изготовила и предложила добавить
в систему формирования поездов тоже компания Пульмана – в 1867 году.
Нагельмакерс ещё в 1873 году основал в Бельгии компанию Compagnie Internationale des Wagons—Lits (CIWL). Это-то предприятие
и стало первым поставщиком спальных вагонов в Германию. 1 октября 1873 года такой
СВ-вагон отправился в путь по маршруту Берлин – Остенде (бельгийский город на
берегу Северного моря), а через несколько месяцев и по маршруту Гамбург – Франкфурт-на-Майне.
Между прочим, до Первой мировой войны в Европе было лишь три
компании, которые производили спальные вагоны:
CIWL – помимо Бельгии, она поставляла их в Данию, Францию, Италию,
Австрию, Россию и Испанию;
Прусские государственные железные дороги (Preussische Staatseisenbahnen), которые строили спальные вагоны первого и второго класса
для Германии;
и Шведская государственная дорога (Kungliga Jаrnvаgsstyrelsen), которая с 1910 года ввела также спальный вагон третьего
класса на маршруте между Мальмё и Стокгольмом.
Вскоре само слово Pullman стало нарицательным – так стали называть в высшей степени комфортабельный
пассажирский железнодорожный транспорт. А в некоторых странах этот термин сейчас
применяют к комфортабельному наземному пассажирскому транспорту вообще.
Не устоял перед соблазном ассоциации с роскошью даже «Мерседес»,
выпускающий и без того роскошные «автоигрушки», – в 1963 году под названием Pullman он создал Mercedes—Benz 600, позднее это название осталось для «растянутых» версий Mercedes—Benz S—Class.