шаблоны wordpress.

Кто был до Бэтмена: супергерои античного мира

altВ наши дни в кинотеатрах один за другим крутят фильмы про суперегроев, храбро встающих на защиту добра. Эти сказки вовсе не новы — как отмечает корреспондент BBC Culture, они уходят корнями в античность.
В последние несколько лет даже самые заядлые любители комиксов, пожалуй, начинают подумывать: а не слишком ли много фильмов о супергероях показывают в кинотеатрах?
На каждого «Железного человека» или «Мстителей» приходится по паре не очень-то «фантастических четверок» и достаточно «Халков», чтобы сломить дух даже самого верного поклонника.
Киностудии производят эти фильмы, потому что знают: зрители пойдут их смотреть, даже если в числе героев будут енот и дерево.
Чем же нас так привлекают истории про супергероев, и с каких пор это повелось?

В наши дни в
кинотеатрах один за другим крутят фильмы про суперегроев, храбро встающих на
защиту добра. Эти сказки вовсе не новы — как отмечает корреспондент
BBC Culture, они уходят корнями в античность.

В последние
несколько лет даже самые заядлые любители комиксов, пожалуй, начинают
подумывать: а не слишком ли много фильмов о супергероях показывают в
кинотеатрах?

На каждого
«Железного человека» или «Мстителей» приходится по паре не
очень-то «фантастических четверок» и достаточно «Халков»,
чтобы сломить дух даже самого верного поклонника.

Киностудии
производят эти фильмы, потому что знают: зрители пойдут их смотреть, даже если
в числе героев будут енот и дерево.

Чем же нас так
привлекают истории про супергероев, и с каких пор это повелось?

На второй
вопрос ответить проще, чем на первый. Супергерои существуют с тех пор, как люди
начали рассказывать истории, еще до появления письменности. Они встречаются во
всех известных культурах.

Финн, сын
Кумала, построил Дорогу гигантов на побережье Северной Ирландии. Гильгамеш
победил Хумбабу в Месопотамии. Рама был изгнан из Айодхьи в Индии, а Беовульф в
Скандинавии убил Гренделя и его мать.

И это еще без
учета древних греков, чей пантеон героев способен померяться с полной подборкой
комиксов
Marvel и DC.

Четких правил
по поводу супергероев нет. Супермен — инопланетянин, но почти за две тысячи лет
до его появления древнегреческий сатирик Лукиан Самосатский в своей
«Правдивой истории» писал о внеземных армиях, ведущих друг с другом
войну.

Человека-паука
укусил радиоактивный паук, а Брюс Беннер, он же Халк, бы облучен
гамма-радиацией — иными словами, это самые обычные люди, получившие
сверхъестественные способности.

Древние
мифотворцы применяли похожий прием, но вместо научного объяснения рассказывали
о полубожественном происхождении героя: к примеру, отцом Персея был Зевс.
Чудо-женщина (как и Иполлита, и Пентесилея до нее) — амазонка, то есть тоже
полубожественное существо.

Супервозможности
Брюса Уэйна (Бэтмен) и Тони Старка (Железный человек) заключаются в их
неограниченных денежных средствах, да и Агамемнон, самый негероический из всех
греческих героев, тоже стремился во время Троянской войны набрать как можно
больше трофеев: деньги — это сила.

Но мой любимый
класс супергероев — это такие ребята, как Соколиный глаз и Зеленая стрела, чьи
таланты заключаются в «особо умелом обращении с луком и стрелой».

В этом они
похожи на самого хитроумного из античных героев — Одиссея. После 20-летнего
отсутствия на своей родной Итаке он взялся доказать, что он именно тот, за кого
себя выдает, натянув тугой лук и пропустив стрелу через 12 колец.

Каждого
супергероя сопровождает история о том, как он обрел свои возможности, и у
многих современных персонажей комиксов она списана со сложенных тысячелетия
тому назад мифов о богах и героях.

Даже в
Человеке-муравье нет ничего нового: Зевс в свое время превратил себя в муравья,
стремясь переспать со всеми красавицами античного мира в облике разных существ.
Леду он подкараулил в образе лебедя, а несчастную Евримедусу — в виде муравья.

Мирмидоняне,
воины Ахиллеса, были названы так в честь этого союза (мирмекс — это муравей
по-гречески). Стало быть, они тоже люди-муравьи.

 

Комиксы и классика

Итак,
возвращаемся к первому, более сложному вопросу, заданному нами в начале статьи:
что такого особенного в супергероях, что человечество рассказывает истории про
мужчин и женщин со сверхъестественными возможностями с тех давних пор, как оно
научилось рассказывать?

Для древних
людей герои и боги служили своего рода связующим звеном между тем, что можно
понять и объяснить, и тем, что объяснению не поддается.

К примеру,
античные греки и древние римляне часто переживали землетрясения. Они знали, что
при катаклизме земля начинает двигаться, но не подозревали о существовании тектонических
плит.

Поэтому они
начали размышлять так: легкий деревянный стол начинает шататься, если топнуть
рядом с ним ногой по деревянному полу. Если шатаются здания, то можно
предположить, что где-то топает ногой по земле кто-то очень большой и сильный.
Так Посейдон получил свой титул «трясущий землю».

Современному
человеку вряд ли покажется убедительной гипотеза, что под водной толщей живет
могущественный бог и колеблет земную твердь ударами своего трезубца.

Но в качестве
объяснения явления, придуманного на основании доступной древним людям
информации, это звучит довольно правдоподобно.

Герои
«Илиады», «Одиссеи» и «Энеиды» — эпических поэм о
Троянской войне и ее последствиях — нередко тесно связаны с богами, что находит
отражение в их биографии.

Ахилл — это сын
морской богини Фетиды (к которой Зевс питал особую слабость). Эней — сын
Афродиты, а Одиссей, хоть и смертный, был любимчиком Афины (и нелюбим
Посейдоном).

Гомер называет
Одиссея «многоумным». Но при этом многие его блестящие планы на самом
деле разработаны тем или иным богом: без помощи Гермеса, к примеру, он не
придумал бы способа победить ведьму Цирцею.

Контакт с
некоей высшей силой, способной влиять на окружающую обстановку (будь то Зевс
или организация Щ.И.Т. из комиксов
Marvel) — важнейшая
характеристика многих героев.

Возможно,
именно эта составляющая наделяет супергероя характерной для многих из них
чертой: излишним индивидуализмом, позволяющим действовать за рамками общества и
его законов.

В фильмах про
них это стандартный сюжетный ход. Но кто такой Бэтмен, чтобы решать, какое
правосудие вершить в Готэме? Он просто активист в маске, поставивший себя выше
своих сограждан и готовый выполнять функции судьи, присяжных и порой палача для
злодеев, населяющих город.

 

На темную сторону силы

Вопрос это не
нов. Во второй песне «Илиады» эпизодически появляется человек по
имени Терсит. Автор не указывает имени его отца, что говорит нам о том, что
упоминания он не заслуживает.

Терсит груб и
безобразен внешне — читателю явно пытаются дать понять, что героя из него явно
не выйдет. Это впечатление укрепляется, когда Терсит начинает громогласно
критиковать царя всех греков Агамемнона, упрекая его в жадности и трусости
(ранее в поэме примерно в том же духе об Агамемноне высказывается Ахилл).

Одиссей за это
избивает Терсита, и тот плачет от боли и унижения.

Но у читателя в
голове к этому моменту наверняка созрел вопрос: а с какой стати Агамемнона
нужно считать великим царем, достойным всего накопленного им богатства?

Что ставит его
выше других, за исключением всепоглощающего стремления заботиться о своих
интересах? Особенно когда читатель понимает, что Ахилл на самом деле более
способный воин и более смелый человек.

А как быть,
когда герой резко сворачивает с пути, который большинство из нас считает
достойным? Магнето, к примеру, поначалу сражается плечом к плечу с Чарльзом
Ксавьером, но потом они оказываются по разные стороны баррикад.

Это напоминает
историю Аякса, который наряду с другими греческими героями участвовал в
Троянской войне. Но после того, как его лишают заслуженной, по его мнению,
награды (которая достается Одиссею), он обращается против своих бывших
товарищей.

Афина, как
обычно, защищающая Одиссея, затуманивает разум Аякса и убеждает его в том, что
он убивает ахейцев, в то время как на самом деле он расправляется со стадом
баранов. Избавившись от наваждения, он от унижения решает покончить с собой.

Наверняка нас
привлекает в героях и супергероях тот факт, что в них подчеркнуты типично
человеческие черты — и именно потому, что они обладают не вполне человеческими
способностями.

Герои — они как
люди, только в квадрате: они умнее, сильнее, быстрее. Им свойственны те же
слабости натуры, что и нам, но разыгрываются эти страсти на более масштабной
сцене.

Суперегрои
привносят порядок в хаотичный мир, где действуют злонамеренные силы (от
природных катастроф до суперзлодеев), с которыми обычный человек не способен
разобраться и справиться.

Нам явно больше
нравится миропорядок, в котором супергерои стоят выше закона, чем такой, при
котором их бы вовсе не было. И так дело обстояло всегда.