Существующая сейчас практика, по которой в качестве выкупной стоимости указывается минимально возможная сумма, может впоследствии принести огромные неприятности обеим сторонам сделки. Кстати, прецеденты таких проблем уже существуют – к примеру, постановление Высшего Арбитражного Суда под номером 17389/10, вынесенное 12 июля 2011 года. Сложившаяся в данный момент на отечественном рынке ситуация по вопросам минимальной выкупной стоимости ставит обоих участников сделки в трудное положение.
Так, лизингодатель, учитывая в периодических платежах по договору финансовой аренды сумму выкупа имущества, рискует при возврате предмета лизинга и расторжении соответствующего договора получить от клиента требование по возврату ему уплаченной в составе регулярных платежей выкупной стоимости, с учетом нормативов, регулирующих особенности купли-продажи.
Клиенты лизинговых компаний, включая выкупную стоимость имущества, полученного по договору финансовой аренды в состав расходов, таким образом вступают в противоречие с действующим налоговым кодексом и разъяснениями властей. Последние при этом поясняют, что расходы по амортизации имущества, в число которых и выходит сумма выкупа, не могут быть учтены в сумме расходов в целях налогообложения прибыли.
На данный момент окончательная точка в определении выкупной суммы объекта финансовой аренды не поставлена. Очевидно, что для наилучшего разрешения ситуации, в данном случае потребуется изменение действующих законов, которые регулируют соответствующе аспекты лизинга.