altПоследний из «могикан» прославленного русского театра и кино тяжело и долго болел, но почти до самого конца не расставался со сценой, а за два года до смерти снялся в замечательной роли старого лифтера Абеля в телеспектакле «Соло для часов с боем».
Этот удивительный человек успел за свою не очень длинную жизнь создать огромную галерею прекрасных актерских образов, освоить профессию режиссера и плодотворно поработать на этом поприще в трех театрах. Помимо этого он увлечено открывал новые таланты, с удовольствием делясь с ними своим бесценным опытом. Неподражаемо озвучивал кино и мультипликационные фильмы. А еще увлекался футболом, прекрасно играл в шахматы и даже… выигрывал призы в соревнованиях по конному спорту. Актер был чрезвычайно музыкальным. Его пение под гитару завораживало своеобразием исполнительской манеры. А гитары, коих в его арсенале было множество, впоследствии переходили как раритет из рук в руки его поклонников.

17 июля 1976
года не стало великого русского актера Михаила Яншина

 

Последний из
«могикан» прославленного русского театра и кино тяжело и долго болел, но почти
до самого конца не расставался со сценой, а за два года до смерти снялся в
замечательной роли старого лифтера Абеля в телеспектакле «Соло для часов с
боем».

Этот
удивительный человек успел за свою не очень длинную жизнь создать огромную
галерею прекрасных актерских образов, освоить профессию режиссера и плодотворно
поработать на этом поприще в трех театрах. Помимо этого он увлечено открывал
новые таланты, с удовольствием делясь с ними своим бесценным опытом.
Неподражаемо озвучивал кино и мультипликационные фильмы. А еще увлекался
футболом, прекрасно играл в шахматы и даже… выигрывал призы в соревнованиях по
конному спорту. Актер был чрезвычайно музыкальным. Его пение под гитару
завораживало своеобразием исполнительской манеры. А гитары, коих в его арсенале
было множество, впоследствии переходили как раритет из рук в руки его
поклонников.

Личная жизнь
актера была также тесно связана с его творчеством. Все три брака Михаила Яншина
случались с актрисами того театра, в котором он на тот момент работал. И все
его жены были красавицы, наделенные природным актерским даром…

Михаил
Михайлович Яншин родился в семье банковского служащего в городе Юхнове
Калужской области. Поначалу об актерском поприще он и не помышлял. Осваивал
технические профессии. Уехав в Москву, поступил в Высшее техническое училище
(ныне — Бауманская академия). Уйдя добровольцем в Красную Армию, служил в
войсках внутренней охраны. И только вернувшись, в 1922 году, внезапно оставил
все и поступил во вторую студию МХТ, где прошел азы актерского мастерства,
участвуя практически во всех массовках в спектаклях театра, выступая в
многочисленных концертных программах. В 24-м году Михаил вошел в труппу этого
прославленного театра, где сразу получил роль Добчинского в спектакле
«Ревизор». Были еще роли, но настоящий успех пришел к нему лишь в 1926 году,
когда он сыграл роль Лариосика в «Днях Турбиных». Спектакль постоянно проходил
при полном аншлаге и очень скоро Яншина стали узнавать на улице. А он тем
временем… покорил сердце учащейся студии МХАТ Вероники Полонской, с которой
вскоре и обвенчался. Шафером Яншина на свадьбе был писатель Михаил Булгаков. К
сожалению, имя Вероники Полонской вошло в историю, скорее, благодаря Владимиру
Маяковскому, музой которого она являлась перед его трагической кончиной. Именно
Вероника Полонская посетила поэта накануне рокового выстрела. Он умолял ее уйти
от Яншина и из театра к нему, а Вероника не хотела столь решительных перемен в
своей жизни. Они и Яншин познакомились с Маяковским совсем незадолго на
скачках. Поэт сначала подружился с актером, а потом увлекся его женой. Михаил
Яншин разошелся с Полонской лишь спустя два года после гибели Маяковского.

 Следующей любовью великого актера стала
знаменитая цыганская танцовщица Ляля Черная (Н. Киселева). Об их отношениях
слагались легенды. Страсть перекинулась и на творчество. В 1937 году Яншин
возглавил театр «Ромэн», оставаясь актером МХАТ. Ляля Черная была в «Ромэн»
бессменной примой. За годы работы в «Ромэн» Яншин существенно повлиял на
творческий рост театра. Стали появляться спектакли на русском языке. К работе
со студийными артистами он привлек профессионалов самого высокого уровня. На
спектакли: «Кровавая свадьба», «Макар Чудра», «Чудесная башмачница» повалил
народ. Так продолжалось до 41-го года. Потом театр возглавил Николай Сличенко.
В 1942 году Яншин разошелся с Лялей Черной.

Первая роль в
кино была сыграна Яншиным еще в 1928 году. Он сыграл скромного телеграфиста в
фильме «Кочерга». С тех пор он снялся в 55 фильмах, большую часть которых
составляли телеспектакли из «золотого фонда» театра. Его считали идеальным
чеховским актером, но с той же убежденностью его можно было назвать и лучшим
горьковским, толстовским артистом. А если вспомнить его роль из «Ярмарки
тщеславия», то и лучшим исполнителем зарубежной роли, наверное, тоже. Амплуа
Яншина определяли и как лирического простака, и как эксцентрического комика, но
ближе всего, наверное, определение — трагический комик. Так можно, по крайней
мере, охватить диапазон его уникальных возможностей.

В 1950 году
Михаил Яншин возглавил театр имени К.С. Станиславского и за тринадцать лет работы
сумел сделать театр модным для московской театральной публики. В этом театре он
встретил свою третью жену, актрису Нонну Мейер, с которой прожил до конца своей
жизни — 21 год. В том же театре Яншин открыл талант Евгения Леонова, рассмотрев
в застенчивом, неловком юноше огромный творческий потенциал. Впоследствии
ученика даже находили похожим на его учителя. И неслучайно именно Евгению
Леонову досталась дебютная роль Лариосика в спектакле «Дни Турбиных».
Невероятным успехом пользовались спектакли театра Станиславского «Грибоедов» и
«Трехгрошовая опера».

На последние
годы работы Михаила Яншина во МХАТе пришлись те крутые перемены, которые
привнес с собой Олег Ефремов, возглавивший этот коллектив. Яншин был одним из
немногих «стариков», поверивших в грядущий переворот. Он поддержал молодого
реформатора в его творческом поиске.

Отяжелевший, с
одышкой, резко упавшим зрением, Яншин увлеченно лазал по всем сложным
сценическим конструкциям, с огромным интересом познавая новый театральный мир.
Работал великий актер почти до самого конца. Даже в больнице он не переставал
надеяться на выздоровление. Ему приносили туда новые пьесы и сценарии.

Как знать, если
бы болезнь пощадила его, сколько новых незабываемых образов он смог бы создать
еще?..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *