Почему за границей наши соотечественники не стремятся в диаспоры
По итогам
очередного раунда экспертных консультаций Россия-ЕС по правам человека, которые
состоялись в последних числах ноября, МИД России сделал официальное заявление: массовое безгражданство в Латвии и
Эстонии ведет к масштабным нарушениям прав человека. Об этом 2 декабря сообщил
фонд поддержки и защиты прав соотечественников, живущих за рубежом. Речь шла о
дискриминации русских диаспор в этих прибалтийских странах, являющихся
крупнейшими национальными меньшинствами.
Между тем,
четверть русскоязычной молодежи в Эстонии поддерживают этнополитику Таллинна,
что свидетельствует о частичной ассимиляции молодого поколения русских,
проживающих в этой стране. Более того, несмотря на то, что большинство
русскоязычных людей в Эстонии считают Закон о гражданстве дискриминирующим,
только треть настаивает на придании русскому языку статуса второго
государственного языка. И это притом, что практически все русские в Эстонии, так
или иначе, сталкивались с ущемлением своих прав по национальному признаку.
Фонд
«Русский Мир» и Центр политических исследований в своем аналитическом докладе
«Русская диаспора Эстонии» сделал неутешительные выводы:
общины нет. Русские воспринимают себя не как диаспору, а как специфических
«эстонизированных русских».
Такие же
проблемы наших соотечественников обсуждали и в Нью-Йорке на конференции
«Русская диаспора в США и культурная дипломатия», которая прошла в конце
ноября. На форуме, организованном Российско-Американским центром «Культурное
Наследие» и Центром Йордана по изучению России при Нью-Йоркском университете,
призывалось «оказывать содействие в приобретении необходимых в бизнесе и
повседневной жизни знаний» тем русским, которые приехали в Америку.
Важно это и
потому, что, по словам Боба Форсмана, исполнительного директора Barclays
Russia, 10% американцев относятся к России негативно. «Россия не привлекает
внимание инвесторов, — сказал Боб Форсман. — Диаспора (русская) за рубежом не
объединилась в политическую силу, которая выступила бы защитником интересов
России». Вообще, главным лейтмотивом практически всех выступлений было то, что
русские диаспоры разобщены и плохо организованы.
Почему наши
соотечественники за границей, в частности, в США, не объединяются в
организованные диаспоры, корреспондент «СП» спросил у профессора кафедры
мировых политических процессов МГИМО Ксении Боришполец.
«СП»: —
Ксения Петровна, сколько наших соотечественников живет вне исторической родины?
— Примерно
25 миллионов человек, из них порядка 3 миллионов – в Америке. Опять-таки, речь
идет о русскоязычных людях, которых в странах, где они живут, традиционно
называют русскими, хотя они могут представителями других этносов.
«СП»: —
Профессор Нью-Йоркского университета, историк Янни Коцонис на недавно прошедшей
в Нью-Йорке конференции «Русская диаспора и культурная дипломатия» заметил, что
русские в США разобщены, фактически живут каждый сам себе?
— Причины
такого положения дел кроются в наследии взаимоотношений между США и СССР. Во
времена холодной войны Советский Союз, который ассоциировался с Россией,
считали врагом, и это формировало фон определенного негатива к россиянам.
Несколько поколений американцев выросло под страхом ядерного уничтожения
советскими ракетами. Сейчас такой остроты нет, но политические проблемы,
связанные с Грузией и Украиной, напоминают о прежнем противостоянии. Так что
вероятность русскому эмигранту на бытовом уровне нарваться на русофоба все-таки
имеется. В целом же, американцы относятся к русскоязычным людям нейтрально.
В огромных
городах, где жизнь очень динамична, все заняты своими делами. И делить коллег
по работе или соседей на мексиканцев, русских или немцев никто не будет. С
другой стороны, американцы – очень патриотичны. В США главное – это быть
американцем, а национальные корни – вторичны. Это и залог успешной карьеры и
бизнеса. Зачастую именно по этим прагматичным причинам русских, приехавших в
США на ПМЖ, затягивает динамика американской жизни, в том числе, и культ
потребления.
«СП»: —
Иначе говоря, в Америке трудно не ассимилироваться?
— Об этом
никто не думает. Люди, приехавшие в США, просто живут своей американской
жизнью. Диаспор классического вида, регулируемых элитой, русские не создают, но
на культурном уровне общаются активно. Это нормально. И еще. Когда говорят о
русскоязычном населении, забывают об этнических корзинках, и это тоже
накладывает отпечаток на разобщенность наших соотечественников за рубежом.
«СП»: —
Вообще, насколько русские нуждаются в диаспоре?
— Начнем с
того, что в диаспоре нуждаются эмигранты, которым трудно, а то и невозможно без
посторонней помощи устроится на новом месте. Диаспора в первое время дает кров
над головой и работу, пусть и низкооплачиваемую. Правда, за это придется всю
жизнь быть благодарным диаспоре. Если же человек имеет образование и
востребованную профессию, если за его «мозгами» идет охота корпораций и
кадровых агентств, то – зачем ему эта помощь? Поскольку среди уезжающих русских
много востребованных программистов, ученых, инженеров и конструкторов, то они
без проблем начинают жизнь на новом месте. Немало и тех, кто разбогател в
России, едет в Америку за «лучшей жизнью». Им тоже помощь диаспоры не нужна.
Другое дело,
встречи с друзьями, общие воспоминания, родной язык и культура – всё это
объединяет в клубы для общения и совместного времяпровождения.
Хотя, если
вспомнить, белогвардейская русская диаспора была очень сплоченной и
мобилизованной. Это было своего рода офицерское братство. Таким образом,
объедение соотечественников за рубежом в организованные диаспоры является
реакцией на текущие политические и экономические события.
«СП»: —
Вообще диаспора – это государство в государстве?
— Есть
диаспоры, в который сильны неформальные связи и иерархия, вплоть до того, что
имеется собственная служба безопасности, а представители диаспоры отчисляют
определенные средства на общие нужды. Живут, как правило, вместе, занимая целые
кварталы. Иными словами, в таких диаспорах реализуемы механизмы общественного
управления, свойственные государству. Самой сплоченной диаспорой считается
китайская. Русские, напротив, стремятся к индивидуализму и к православию. Там,
где сильны православные приходы, там русские более сплоченные. Однако здесь
большое значение имеет личность батюшки конкретного прихода.
«СП»: — Как
в Америке борются с этническими анклавами, где внутренние распорядки важнее
американского законодательства?
— Вне
зависимости от численности, каждая национальная диаспора уникальна, прежде
всего, своим менталитетом и традициями. Это, безусловно, накладывает свой
отпечаток на политическое поведение в стране проживания, причем, настолько, что
может осложнить взаимоотношение государства и диаспор. Не забывайте о том, что
диаспоры, как правило, не локализованы в одной стране, а формируют транснациональные
сети, имеют мощные экономические и политические связи с исторической родиной.
Следовательно, в стране пребывания диаспоры могут выступать в виде механизма
влияния и даже давления, при этом возможны самые разные противоречия, в том
числе культурные, религиозные, экономические между представителями диаспор и
основной частью населения страны происхождения. Несовпадение интересов приводит
к массированной криминализации диаспор, особенно молодежи, и росту влияния
крупных этнических преступных группировок.
Государства,
в том числе и США, делят диаспоры на «своих» и «чужих», в соответствии с этим
ведут свои отношения с их элитой. Здесь важно подчеркнуть, что американские
успехи взаимоотношения с диаспорами зиждутся на многолетней кропотливой работе,
то есть эти достижения являются результатом длительного исторического развития.
Однако и у них есть проблемы с бюрократизацией «фольклорных» мероприятий, из-за
которых страдает и коренное населения.
«СП»: —
Может ли историческая родина повлиять на политику диаспоры?
—
Безусловно. Активно и, главное, эффективно взаимодействуют со своими диаспорами
Израиль, Франция, Польша, Венгрия, Греция, Китай, Ирландия, Индия. Это
позволяет этим странам использовать потенциал диаспор в налаживании
экономических и политических связей. Россия, к сожалению, похвастаться такими
достижениями не может.
«СП»: —
Значит ли это, что все уехавшие русские со временем станут американцами,
французами и так далее?
— Кризис
национальной идентичности, когда эмигранты забывают о своей исторической
родине, и всё больше интегрируются в общество страны проживания, свойствен не
только нашим соотечественникам. Об этой проблеме часто говорят в Израиле,
который раньше получал значительную помощь из диаспор, а сейчас создает за
рубежом еврейские культурно-просветительские центры, подобные Британскому
Совету. К этому опыту следует присмотреться и российскими ведомствами и
общественными организациями.
«СП»: — Если
бы в России был создан аналог Британскому Совету, то какие первоочередные
задачи он должен был бы решать?
—
Безусловно, отстаивание демократических прав русскоязычного населения в странах
постсоветского пространства.