Корреспондент BBC Future изучила приемы воришек
и пришла к выводу, что одной ловкости рук мало – карманники применяют самые
различные ухищрения, и их приемы имеют вполне научное объяснение.
Моя мать – на редкость внимательный и наблюдательный человек. Она с детства
учила меня не доверять незнакомцам, и особенно тем, которые предлагают подарки.
Тем удивительнее, что некий «приятный мужчина» вытащил у нее из
кошелька 20 евро – в тот момент, когда она держала этот кошелек в руках и не
выпускала его из виду.
«Он сказал, что собирает средства для церковного фонда, и я вынула
один евро, — рассказала она. — Он начал говорить, что это слишком много, и
предложил посмотреть в кошельке монеты помельче. Наверное, тогда он двадцатку и
вытащил. А я заметила, что ее нет, только час спустя. Почувствовала себя полной
дурой».
Но ей не стоило корить себя. По словам ученых-неврологов, особенности
нашего внимания и восприятия таковы, что мозг легко поддается обману на
физиологическом уровне. На самом деле, главный залог успеха вора-карманника –
вовсе не ловкость пальцев, а хорошее знание слабых мест человеческого мышления.
Некоторые карманники достигают в этой области таких высот, что ученые
приглашают их участвовать в исследованиях — чтобы лучше понять, как устроено
наше сознание.
Как они используют слабости человеческого мозга
Самая важная особенность нашего мозга, которую эксплуатируют воры, – то,
что он не рассчитан на многозадачность. В большинстве житейских ситуаций это
хорошо – таким образом сознание отфильтровывает ненужные раздражители, позволяя
сконцентрироваться на главном. Но специалист-невролог Сюзанна Мартинес-Конде,
автор книги «Фокусы сознания», поясняет, как ловкачи могут
использовать это в своих целях. Она знакома с темой не понаслышке: работая в
лаборатории визуальной неврологии в американском штате Аризона, она изучала,
как исполняет свои трюки Аполло Роббинс – шоумен, демонстрирующий публике в
Лас-Вегасе приемы карманников.
«Когда Аполло зовет добровольцев на сцену, — рассказывает
Мартинес-Конде, — он заставляет их осматривать предметы, разговаривает с этими
людьми, касается их, он подходит очень близко и тем самым вызывает ответную
реакцию, ведь он вторгается в их личное пространство. Он нагружает их внимание
до предела».
Короче, ловкость рук важна, но не менее важно и отвлечь внимание другими
действиями. Уличные воришки тоже используют этот прием, создавая ситуации,
которые перегружают восприятие. Классический прием – толчок: его применяют
карманники во всем мире. Один член банды идет впереди жертвы и резко
останавливается, чтобы в него врезались. Другой вор идет прямо за жертвой,
врезается в нее сзади и начинает ссору со своим первым сообщником. В
неразберихе один из них или оба берут все, что могут, и передают третьему вору,
который быстро скрывается с добычей.
«Обыватели думают, что главное – заставить жертву смотреть в другую
сторону, но на самом деле важнее переключить ее внимание на другой объект, —
рассказывает Джеймс Браун, гипнотизер и шоумен, живущий в Британии. — Если мне
нужно заставить вас не смотреть на вещь, лежащую на столе, проще всего отвлечь
вас на что-то еще. А лучше дать вам две или три вещи, не включая ту, которая
меня на самом деле интересует. Так у вас еще и появится иллюзия выбора».
Есть у преступников и более тонкие психологические приемы. Воры часто
ошиваются у объявлений, предупреждающих об опасности краж – прочитав такое,
люди зачастую рефлекторно ощупывают ценности в карманах, тем самым показывая
злоумышленникам, где именно они находятся. А в упоминавшемся случае с моей
матерью вор втерся к ней в доверие, потому что вообще не походил на
преступника. “Он был очень приятным и располагающим к себе парнем. Не вызывал
совсем никаких подозрений”, — удивляется она.
Шоумен Джеймс Браун тоже считает, что уверенность в себе очень важна для
преступника: «Главный прием, использующийся и при показе этих методов на
сцене, и реальными ворами на улице – это попросту невероятная уверенность в
себе».
По его словам, в теории даже умудренного и опытного человека можно
заставить отдать преступнику деньги с помощью одних лишь методов словесного
убеждения. В 2009 году в Волгоградской области кассирша банка отдала женщине
около двух с половиной миллионов рублей – как предполагается, под гипнозом.
«Если вы установили эмоциональный контакт с человеком, и он вам доверяет,
то провернуть такое несложно», — комментирует Браун.
Следите за руками
При выступлениях на сцене для обмана используются особые движения. Когда
Аполло Роббинс начинал работать с Мартинес-Конде, он рассказал ей, что
определенные типы движений руками, по его наблюдениям, более эффективны для
отвлечения внимания, чем другие.
Он сказал, что если двигать руками по прямой, то внимание зрителей в конце
траектории этого движения удерживается хуже, чем если вести руками по дуге. При
дугообразном движении взгляды зрителей приковываются к руке и удерживаются на
ней, а при движении руки по прямой глаза наблюдателей постоянно переключаются
на начальную точку траектории.
Эксперименты, в ходе которых записывались движения глаз, подтвердили, что
наблюдение фокусника верно. Но почему? Мартинес-Конде поясняет, что разные
движения по-разному регистрируются нашим мозгом. При дугообразной траектории
объекта глаз неотрывно следит за ним. А движение по прямой заставляет глаз
двигаться скачкообразно – перемещаясь из точки А в точку Б за доли секунды.
«При скачкообразном движении глаз мы на мгновение слепнем при
перемещении взгляда, — говорит исследователь. — Мы видим точку в начале и точку
в конце, но во время движения глаз мы ничего не видим». А в следящем
режиме никаких «слепых зон» нет: глаза постоянно следуют за объектом
от начала до конца.
Когда глаз движется скачкообразно, следуя объектом, взгляд возвращается к
началу траектории, чтобы дать мозгу возможность каким-то образом заполнить
промежуток временной «слепоты». Знание таких тонкостей помогает
карманникам. «В зависимости от того, что хочет сделать вор, он может
применить тот или иной тип движения – привлекая внимание жертвы или нет»,
— рассказывает Мартинес-Конде.
Грязные приемчики
Если ставить перед собой задачу повлиять на восприятие человека, то,
конечно, стоит делать это поздно вечером, когда после пары бокалов реальность у
жертвы уже немного двоится. Браун рассказывает, как он с интересом наблюдал за
карманниками у ночных клубов в самом центре Лондона, около Трафальгарской
площади.
«Они применяют умные трюки. Классический пример: жертва выходит из
клуба, подходит девушка и заводит разговор – при этом она слегка покачивается
из стороны в сторону. Клиент думает, что покачивается он сам, и тоже
подсознательно начинает раскачиваться в попытке компенсировать это движение. И
в итоге падает. Девушка очень милая, она помогает подняться, ее друг тоже может
прийти на помощь. Жертва уходит, а на следующее утро оказывается, что пропал
бумажник, часы и все остальное».
При этом Браун подчеркивает, что большинство краж все-таки совершается
просто в удобный момент. «Я провел какое-то время с бандами румынских
щипачей в Лондоне и с удивлением отметил, насколько невысок уровень их навыков.
Часто этих людей изображают какими-то артистами, публика чуть ли не проникается
уважением к их мастерству. А большинство этих воров вовсе не такие, они просто
пользуются случаем», — говорит специалист.
При этом, по его словам, преступники не забывают идти в ногу с техническим
прогрессом. В недалеком будущем банковские карточки бесконтактного считывания
будут, возможно, приносить ворам не меньший навар, чем тонкие психологические
приемы.
«Зачем вытаскивать бумажник и рисковать из-за 50-60 фунтов? Почему бы
просто не пройтись в толпе, прикасаясь считывающим устройством к карманам? С
каждого взять по 19 фунтов 99 пенсов – сейчас такой лимит, – и день, считай,
удался. Страшно даже подумать!»
Но если помнить о всех этих трюках, то шансы стать жертвой сильно
уменьшаются. Или уж, по крайней мере, не дремать в общественных местах.
«Уличные воры держатся подальше от людей, которые явно демонстрируют
внимание к окружающему миру, — говорит Браун. — Если в метро пассажир
оглядывается и не зевает, то к нему никогда не подойдут».
А моя мать могла бы добавить, что лучше не вступать в уличные беседы с
приятными незнакомцами, даже если у тех в руках цветы.