шаблоны wordpress.

"Медведи" за углом: что делают ВВС России в Атлантике?

altАктивность российской военной дальней авиации в 2014 году возросла, как минимум, втрое, и в западной прессе уже это окрестили Второй холодной войной.
По крайней мере фотографии, которые появились в лентах фотоагентств в последнее время, поразительно напоминают снимки, сделанные в 1980-х — те же самые Ту-95 (по натовской классификации Bear — «Медведь»), в том же самом атлантическом воздушном пространстве.
Российские ВВС используют весь традиционный набор советских воздушных сил, включая полеты дальней авиации и облет на небольшой высоте военных кораблей других государств.
В североатлантическом альянсе сообщают, что в 2014 году авиация НАТО вылетала на перехват более 100 российских самолетов, что примерно втрое больше, чем годом ранее.
Российские военные эксперты считают, что эта активность — не более чем адекватный ответ на деятельность западной авиации, которая продолжает разведывательные полеты вблизи российских воздушных границ.
Однако полеты «медведей» многие эксперты объясняют стремлением российского руководства поиграть мускулами.
«Возрождается дух, если не тактика времен холодной войны, причем заметно это во всем — начиная от Совета безопасности и заканчивая вооруженными силами», — сказал в интервью Русской службе Би-би-си ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМИ Виктор Мизин.


Активность российской
военной дальней авиации в 2014 году возросла, как минимум, втрое, и в западной
прессе уже это окрестили Второй холодной войной.

По крайней мере фотографии, которые появились
в лентах фотоагентств в последнее время, поразительно напоминают снимки,
сделанные в 1980-х — те же самые Ту-95 (по натовской классификации Bear —
«Медведь»), в том же самом атлантическом воздушном пространстве.

Российские ВВС используют весь традиционный
набор советских воздушных сил, включая полеты дальней авиации и облет на
небольшой высоте военных кораблей других государств.

В североатлантическом альянсе сообщают, что в
2014 году авиация НАТО вылетала на перехват более 100 российских самолетов, что
примерно втрое больше, чем годом ранее.

Российские военные эксперты считают, что эта
активность — не более чем адекватный ответ на деятельность западной авиации,
которая продолжает разведывательные полеты вблизи российских воздушных границ.

Однако полеты «медведей» многие
эксперты объясняют стремлением российского руководства поиграть мускулами.

«Возрождается дух, если не тактика времен
холодной войны, причем заметно это во всем — начиная от Совета безопасности и
заканчивая вооруженными силами», — сказал в интервью Русской службе
Би-би-си ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМИ Виктор
Мизин.

 

Перехват «Воронежа»

Последний случай перехвата российского
ракетоносца произошел 1 ноября вблизи воздушного пространства Соединенного
королевства.

Королевские ВВС сообщили, что истребители
Typhoon были подняты в воздух, когда российский бомбардировщик приблизился к
воздушной границе Великобритании.

Сообщается, что пилоты визуально определили
самолет и сопроводили его через район полетной информации своей страны.

На фотографиях, которые распространили
Королевские ВВС, виден бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС, и его название —
«Воронеж». Этот Ту-95МС был назван в честь города Воронеж в сентябре
2014 года.

Ранее стало известно, что службы слежения НАТО
засекли 28 и 29 октября несколько групп российских боевых самолетов,
участвовавших в крупных военных маневрах в европейском воздушном пространстве
над Балтийским, Черным и Северным морями, а также над Атлантикой.

По тревоге были подняты истребители F-16
Королевских ВВС Норвегии, пилоты которых идентифицировали российские самолеты
как четыре стратегических бомбардировщика Ту-95 и четыре самолета-заправщика
Ил-78.

По данным НАТО, группировка вылетела с
территории России, а затем прошла над Норвежским морем в международном
воздушном пространстве.

В тот же день радары НАТО засекли над Черным
морем два Ту-95 и два истребителя Су-27.

Примерно в это же время над Балтийским морем
были обнаружены два перехватчика МиГ-31, два истребителя-бомбардировщика Су-34,
два фронтовых бомбардировщика Су-24 и один истребитель Су-27.

Эта же ударная группа из семи самолетов
появлялась в небе над Балтикой накануне, 28 октября, утверждают в НАТО. На их
сопровождение поднималась авиация Германии, Дании, а также не входящих в НАТО
Финляндии и Швеции.

Эту активность можно считать довольно
значительной даже по меркам нынешнего времени, однако резких заявлений западные
страны пока не делают.

«Я не слишком встревожена довольно
значительными нарушениями воздушного пространства, которые имеют место», —
сказала канцлер Германии Ангела Меркель 30 октября.

 

«За угол…»

Хотя в западной прессе полеты российских
самолетов уже окрестили Второй холодной войной, интенсивность таких инцидентов
все-таки не идет ни в какое сравнение с тем, что происходило в небе над
Европой, Атлантикой, Тихим океаном или другими горячими зонами в 50-80-х годах
прошлого века.

Тогда у советских летчиков появился даже свой
сленг. Рутинный полет в Северную Атлантику вокруг Кольского полуострова вдоль
воздушных границ Швеции, Норвегии, Дании и Великобритании назывался у них
«поход за угол» (в ходе него самолетам приходилось огибать Кольский
полуостров, совершая поворот на 90 градусов).

Теперь, как и тогда, полеты «за
угол» осуществляются к «Фареро-исландскому рубежу» —
стратегически важной линии противолодочной обороны НАТО в Северной Атлантике
между Гренландией, Исландией и Великобританией.

Во времена холодной войны туда как правило
направлялись советские противолодочные самолеты Ту-142 (созданные на базе
Ту-95), а также разведчики и бомбардировщики дальней авиации Ту-16, а позднее —
Ту-95.

Они выполняли самые разные задания, включая
поиск и слежение за авианосцами и подводными лодками, несли боевое дежурство,
совершали учебные полеты и т.д.

Кроме того, советская авиация активно действовала
в Тихом океане, и, разумеется, в Европе, где противостояние со странами НАТО
было наиболее напряженным.

Теперь российские самолеты летают в тех же
районах.

 

Кошки-мышки

Точной статистики перехватов в открытых
источниках нет, однако, как рассказал Русской службе Би-би-си военный
обозреватель Ленты.Ру Илья Крамник, в советское время такие полеты совершались
ежедневно и перехваты исчислялись «тысячами в год».

В воспоминаниях пилоты с обеих сторон часто
отзываются о своих «противниках» с уважением, если не с теплотой.

Российский канал ТВЦ снял документальный
телефильм о полете современного Ту-95МС (модернизированного бомбардировщика —
машины времен холодной войны) в Северную Атлантику — «Ракетоносцы. Поход
за угол».

В фильме командир экипажа бомбардировщика
рассказывает о том, как они взаимодействуют с пилотами
истребителей-перехватчиков другого государства, о том, что между ними в воздухе
существует взаимопонимание — «наша встреча показывает, что мы свою задачу
выполнили, а они, подлетая к нам, тоже свою задачу выполнили».

Правда, потом добавляет, что задача Ту-95МС —
выпустить ракеты, а истребители должны его сбить.

Цель таких полетов, по словам Ильи Крамника, —
провести учения, использовать «возможность сравнить себя с противником в
практическом вылете, который не отличим от боевого, только пусков ракет
нет».

«В ходе этих вылетов проверяется
готовность летчика действовать против оппонента, который, в отличие от учений
[на своей территории] действует не по плану, не предупреждая о своих
намерениях. Это и готовность летчика находить какие-то новые тактические
решения, это и изучение методов действий и тактических решений
противника», — рассказал Крамник.

 

Противостояние и его жертвы

Пилот бомбардировщика в телефильме ТВЦ
рассказывает о том, как они договариваются с британскими перехватчиками о
маневрах в небе — сопровождающие самолеты следуют в опасной близости, и слишком
велик риск столкновения.

Ситуация осложняется тем, что между летчиками
нет радиосвязи — только визуальный контакт. Им приходится для общения
использовать систему «жестов» — например, покачиваний крылом.

За десятилетия холодной войны, в ходе которой
интенсивность подобных полетов была во много раз выше, такое не раз
заканчивалось катастрофами.

Так, 15 июля 1964 года разбился советский
Ту-16, выполнявший облет американского авианосца «Беннингтон», другой
«Ту» в мае 1968 года зацепил крылом воду и погиб во время облета у
берегов Норвегии авианосца «Эссекс».

4 октября 1973 года, сопровождая советский
разведчик Ту-16Р, истребитель F-4 ВМС США зацепил его крылом. Оба самолета
получили серьезные повреждения, но смогли сесть каждый на своем аэродроме.

Не стоит считать, что в холодной войне
участвовали только советские самолеты-разведчики. На самом деле активность западных
стран у границ СССР, а на первом этапе холодной войны — над советской
территорией, была не менее высока.

И счет западных самолетов, сбитых в этом
противостоянии, тоже впечатляет. Первым таким случаем можно считать
американский PB4Y-2, который был сбит 8 апреля 1950 над Балтийским морем в
районе Лиепаи.

Самым известным инцидентом стало поражение
зенитной ракетой самолета U-2 Фрэнсиса Пауэрса в районе Свердловска, когда
американец совершал разведывательный полет.

После этого число полетов над советской
территорией резко пошло на убыль, но слежение с воздуха за военно-морскими
группировками продолжали обе стороны.

Жертвами этого противостояния стали и
пассажиры южнокорейского «Боинга», сбитого 1 сентября 1983 года
советским перехватчиком Су-15. Советские военные сочли этот самолет
разведчиком.

 

Новая холодная война?

Российские военные эксперты настаивают на том,
что противостояние продолжается до сих пор.

Военный обозреватель Виктор Баранец, еще в
советские времена работавший военным журналистом, рассказал Би-би-си, что
считает возросшую активность лишь ответом на деятельность западных ВВС.

«Появились новые крылья в Польше, в
Прибалтике, в Румынии, в Болгарии. Факт остается фактом — эти самолеты по
нескольку часов барражируют в воздушном пространстве неподалеку от российской
границы. И мы не плачем, с помощью Би-би-си не орем, что возрастает какая-то
воздушная активность НАТО. Мы спокойно понимаем: у вас есть планы, а мы в ответ
усиливаем свои контрдействия», — сказал он.

Сообщения о действиях западных авиаразведчиков
у границ России действительно попадают в прессу, однако все-таки не так часто,
как новости о визитах «Медведей» в Атлантику.

Так, в июне стало известно, что еще в апреле
над Охотским морем произошел инцидент с американским самолетом-разведчиком.
Российский истребитель Су-27 пролетел на расстоянии 30 метров от RC-135U.

Другой RC-135, как признали в Пентагоне, был
вынужден войти в воздушное пространство Швеции, спасаясь от преследования
российским истребителем над Балтийским морем.

Однако Ту-95МС являются частью российской
ядерной триады, и их полеты в Атлантику — в том числе и репетиция нанесения
ядерного удара. На Западе склонны считать это фактически проявлением
враждебности.

Сотрудник Королевского института оборонных
исследований в Лондоне Игорь Сутягин считает, что хотя участившееся появление
российских самолетов поблизости от границ стран-членов НАТО не является новым
явлением, возросшая интенсивность таких полетов и отсутствие каких-либо
контактов с российским командованием должны оцениваться в общем контексте
российской политики, направленной на конфронтацию с Западом.

«Кремль ведет игру с позиции слабости. Он
блефует как в покере, пытаясь запугать Запад и возбудить страх», — сказал
он в интервью Би-би-си.

По словам Виктора Мизина, эта деятельность
российских ВВС опасна, поскольку создает нервозную обстановку, кризисы в
которой могут случиться даже самопроизвольно, вследствие ошибки.

«Понятно, что мировой войны не будет, но
все это отравляет атмосферу и говорит только о том, что этот кризис надолго»,
— считает Виктор Мизин.