США намерены существенно усилить свой наступательный потенциал в
киберпространстве — чтобы создать в этой сфере систему сдерживания по аналогии
с ядерным оружием. Об этом на слушаниях в Сенате объявил глава Агентства
национальной безопасности (АНБ) и киберкомандования США адмирал Майкл Роджерс.
Источники «Ъ» в госструктурах РФ считают эти планы опасными, ибо они
грозят новой гонкой вооружений.
Новый глава АНБ и киберкомандования
США адмирал Майкл Роджерс потребовал резко усилить наступательный потенциал
страны в киберпространстве. «Ранее мы в основном вкладывались в оборону,
теперь наступил переломный момент»,— заявил он в конце минувшей недели на
слушаниях в комитете Сената по вооружениям. По его словам, «столкновения в
киберпространстве будут усиливаться», а потому там нужно создать систему
сдерживания по аналогии с ядерным оружием. По мнению американских военных,
главная угроза для США в киберпространстве исходит от РФ, Китая, Ирана и
Северной Кореи.
«Я бы сравнил нынешний
исторический момент с ситуацией, с которой США столкнулись в начале холодной
войны, когда стало ясно, что СССР и другие страны могут создать водородную
бомбу, а соревнование между супердержавами подрывало стабильность. Мы тогда
быстро осознали, что нам нужна ядерная триада, подкрепленная механизмами
командования и контроля, хорошо развитой разведсетью и политической ориентацией
на выстраивание системы сдерживания»,— заявил адмирал. По его словам, «обретение
США ядерной мощи и создание поддерживающих ее элементов… сделало ситуацию
более предсказуемой, позволило снизить конфронтацию и в итоге привело к
переговорам по контролю над вооружениями».
Оговорившись, что «аналогия
с киберпространством не является полной», глава АНБ выступил за
существенное усиление военного потенциала США в этой среде. «Мы не должны
отставать от наших противников, которые полны решимости контролировать свои
сегменты киберпространства, красть нашу интеллектуальную собственность и осуществлять
диверсии против наших сетей,— предупредил Майкл Роджерс.— Наши противники такие
же решительные, креативные и настойчивые, какими были советские лидеры во время
холодной войны. И у нас мало надежд, что они будут вести себя ответственно в
киберпространстве». Большинство членов комитета согласились с адмиралом.
В текущем году власти США
намерены потратить $5,5 млрд на укрепление военного киберпотенциала. Из недавно
обнародованных секретных документов экс-сотрудника АНБ Эдварда Сноудена
следует, что спецслужбы США занимаются разработкой и внедрением вредоносных
программ, позволяющих вывести из строя системы командования и контроля
вооруженных сил противника, а также объекты его критически важной
инфраструктуры, включая банковскую систему, электро- и водоснабжение, заводы и
аэропорты. Власти США эту деятельность не афишируют, но источник «Ъ»
в правительстве РФ дал понять: в Москве об этих разработках знают давно.
«Американцы, начиная с рубежа 2009-2010 годов, отошли от понятия киберобороны
— с тех пор их волнует вопрос бесконтактного разрушительного воздействия на
критически важные объекты противника, а не только защита своих».
Тем не менее в Москве к заявлению
Майкла Роджерса отнеслись настороженно. «Большинство стран, включая РФ,
стремятся предотвратить столкновения в киберпространстве, США же подталкивают
гонку вооружений в этой сфере»,— посетовал источник «Ъ», близкий
к Кремлю. По его словам, сдерживание в киберпространстве выстроить не
получится, ибо вредоносные компьютерные программы куда легче создать и
передать, чем атомную бомбу. Более того, по словам собеседника «Ъ»,
источник кибератаки порой бывает вообще невозможно установить.
Российские эксперты приводят и
другие аргументы, почему в киберпространстве сдерживание едва ли возможно.
«В отличие от ядерного сдерживания здесь нет угрозы взаимного
гарантированного уничтожения. Кроме того, уже сейчас наступательные
кибертехнологии так распространены, что непонятно, кто и кого будет
сдерживать,— пояснил «Ъ» первый замдиректора Института проблем
информационной безопасности МГУ Валерий Ященко.— Если США пойдут по пути
резкого наращивания своего военного киберпотенциала, то это будет не
сдерживающим, а дестабилизирующим фактором».
Источник «Ъ» в
Минобороны РФ предупредил: «Сегодня угроза кибернападения одного
государства на другое или подготовка к кибератаке рассматривается как угроза
или подготовка к полноценной военной операции». Руководитель же Центра
кибербезопасности Национального исследовательского ядерного университета МИФИ
Дмитрий Михайлов заверил «Ъ», что в области военных кибертехнологий
РФ не отстает от США. «В IT-секторе у нас есть
существенные изъяны, но русские хакеры считаются одними из лучших в мире,—
говорит эксперт.— Тут (при киберконфликтах.— «Ъ») главное не
материальная база, а умелое использование математических алгоритмов. У нас
большой потенциал в этой области, и его все опасаются».
С учетом складывающихся рисков РФ
и США в 2013 году заключили первые в мире договоренности о мерах доверия в
киберпространстве — своего рода пакт об электронном ненападении. Речь идет о
пакете из трех межправсоглашений, подписанных Владимиром Путиным и Бараком
Обамой на полях саммита G8. Так, между Вашингтоном
и Москвой были установлены горячие линии по предотвращению перерастания
киберинцидентов в полномасштабный кризис — аналог запущенного во времена СССР
прямого канала связи для снижения рисков в ядерной сфере. Частью пакета было и
формирование рабочей группы по кибербезопасности в рамках двусторонней
президентской комиссии, но из-за конфликта вокруг Украины деятельность комиссии
была фактически заморожена. Источник «Ъ», близкий к Кремлю, сказал,
что недавно США «послали сигнал» о желании возобновить двусторонние консультации
по кибербезопасности в том или ином формате.
РФ же хотела бы принятия правил
поведения государств в киберпространстве и на глобальном уровне. В начале года
страны ШОС (РФ, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан) направили
соответствующие предложения генсеку ООН. Документ содержит обязательство
государств не применять информационно-коммуникационные технологии «в целях
нарушения международного мира и безопасности», «для вмешательства во
внутренние дела других стран и подрыва их политической, экономической и
социальной стабильности». Первую версию документа РФ, Китай, Таджикистан и
Узбекистан распространили на сессии Генассамблеи ООН в 2011 году, но идея
поддержки не получила. Обновленные «Правила», похоже, ждет та же
участь.