Как
публикация новостей в соцсетях отразится на доходах онлайн-СМИ
Одно из крупнейших американских изданий Washington Post собирается
публиковать все свои материалы напрямую в Facebook через новостную платформу
соцсети Instant Articles. «Газета.Ru» выяснила,
как этот шаг повлияет на медиаотрасль и потребление новостей в интернете.
О том, что социальные сети становятся важнейшим каналом доступа к
аудитории для современных медиа, разговоры идут уже не первый год. В марте 2015
года стало известно, что Facebook ведет переговоры с
крупнейшими новостными издательствами о публикации их материалов напрямую в
социальной сети, а в мае 2015 года была запущена платформа Facebook Instant Articles. Марк
Цукерберг заявил о том, что его компания хочет улучшить пользовательский опыт и
скорость загрузки материалов, которая может страдать при переходе на внешний
источник. Взамен основатель Facebook пообещал издательствам разделить доходы от рекламы. Аналогичные
новостные платформы запустили YouTube, Twitter и Snapchat, а на сентябрьской презентации свой обновленный новостной сервис
представила Apple.
Тем не менее издательства настороженно отнеслись к предложению
Цукерберга, поскольку раскрытие данных о читательской аудитории является для
них весьма болезненным шагом.
Крупнейшие мировые онлайн-СМИ решились только на ограниченные по объемам
тестовые размещения своих материалов в Facebook. Например, по данным WSJ, The New York Times публикует
не более 30 материалов в день, а NBC News размещает в Instant Articles 30–40
материалов. Однако BuzzFeed уже собирается публиковать через эту платформу как можно больше своих
материалов.
Издательство Washington Post и вовсе
хочет быть первым на поприще публикации материалов в соцсетях. «Мы хотим
контактировать с нашей нынешней и будущей аудиторией через все возможные
платформы», — заявил издатель газеты Фред Райан. Без накопления
соответствующего опыта этот шаг является довольно рискованным. Однако он
полностью укладывается в концепцию основателя Amazon миллиардера Джеффа Безоса
относительно современных медиа, которую он ранее озвучил
при покупке Washington Post. Безос
считает, что интернет разрушает традиционные медиа и рекламодатели получили
множество новых способов контакта с аудиторией.
«Я ничего не понимаю в газетном бизнесе, — признал Безос после покупки Washington Post. — Однако я
кое-что понимаю в интернете и могу совместить это со своими финансовыми
возможностями».
Шаг Washington Post может
подтолкнуть медиарынок к настолько же быстрому переходу на новостные платформы
социальных сетей, насколько яростно старейшие издательские дома сопротивлялись
монополии Google и инициативам молодых интернет-компаний в области новостей.
Одним из доводов против публикации новостного контента через платформы
социальных сетей и крупных компаний вроде Apple является опасение, что это
убьет менее крупные независимые интернет-СМИ, в результате чего интернет
превратится в некоторое подобие телевидения
в плане свободы распространения информации. Пользователи уже неоднократно имели
возможность убедиться в том, что
Марк Цукерберг может вводить своеобразную цензуру в своей социальной сети,
исходя из собственного мировоззрения и бизнес-логики компании.
Член правления Всемирной газетной ассоциации Василий Гатов считает, что
аудитория и доходы Washington Post в
результате перехода на платформу Instant Articles, скорее
всего, вырастут, хоть ему и неизвестны схемы монетизации, которые планируют
использовать издательский дом и Facebook.
«Решение WaPo наверняка подтолкнет других издателей к такому же шагу, — рассказал
Гатов «Газете.Ru». — Однако и с финансовой, и с аудиторной точки зрения подобные сервисы
набирают значимость не очень быстро — они являются creme de la creme, вишенкой
на торте».
При этом эксперт уверен, что ни о каком «контроле» за каналами
распространения новостного контента не может быть и речи, пока аудитория
разлита по множеству методов и форм доставки контента.
«В настоящий момент у медиаиндустрии нет ответа на вопрос, как в будущем
будет устроено потребление контента, — считает директор по маркетинговым
коммуникациям Brand Analytics Василий
Черный. — Для того чтобы медиа опять стали растущим бизнесом, необходимо
выработать новые форматы контента, которые придутся по душе пользователям, в
том числе молодой аудитории, и адаптировать их под новые каналы
распространения. С учетом быстро меняющихся трендов эти задачи выглядят
пугающе».
Эксперт полагает, что задача построения нового медиабизнеса в одиночку
без сложившейся экосистемы с большой вероятностью обречена на неудачу.
Собственно отсюда можно наблюдать и попытки издателей разделить риски,
встроиться в новые каналы потребления и оставить за собой только производство
контента. «Это понятный и правильный путь», — рассказал Черный «Газете.Ru».
С другой стороны, держатели аудитории (соцсети, поисковики, магазины
приложений) как новые каналы дистрибуции заинтересованы «кормить» аудиторию
ежедневным контентом. Помимо игр, новости по-прежнему претендуют на заметную
долю ежедневного внимания.
Однако пока гиганты упускают время и не могут договориться с партнерами,
медийные стартапы достаточно удачно экспериментируют с форматами и каналами
распространения, а потому могут предложить более интересные проекты, нежели
крупные игроки, которым явно не хватает возможностей для эксперимента —
внутренние эксперименты для них слишком дороги.
Таким образом, из нынешних лидеров выживут немногие, и они войдут в
альянсы с Apple, Facebook и другими социальными медиа.
«Мы уже полтора года публикуем рейтинги российских СМИ и видим
перетекание аудитории новостных медиа в соцсети и сокращение количества
цитирования СМИ — это устойчивая тенденция», — говорит Черный.
По словам эксперта, медийному бренду важно сетевое присутствие в
различных каналах потребления, а не статистика продаж собственной площадки.
Пищевая цепочка устроена сейчас так, что основное потребление контента
происходит за пределами первоисточника, а именно в соцсетях. При этом аудитории
крупных площадок не показывают заметного роста, поэтому расширение охвата за
счет соцсетей и других каналов является общим трендом, а СМИ уступают место
социальным медиа.
Что касается перехода контроля над каналами доставки новостей, то
эксперт соглашается с тем, что новые новостные платформы в итоге приведут к ограничению
свободы в интернете. Роль поисковиков снижается как за счет роста значимости
соцмедиа, так и за счет тренда мобильного потребления и использования
приложений. Да, тема контроля здесь звучит более явственно, однако не она
является основным трендом.
«Предыдущие 20 лет драйвером веб-рынка был поиск и бизнес вокруг него,
например, контекстная реклама, — говорит Черный. — Растущая роль соцмедиа и
других каналов потребления требует нового технологического драйвера, который
сделает доступными данные социальных сетей и мобильного потребления для
бизнеса. Новость об ограничении объема исторического архива сервиса
«Яндекс.Блоги» это только подтверждает».
Однако есть и хорошие новости. «Бурно развиваются проекты, целью которых
является открытие социальных данных как минимум для бизнеса. Среди самых
известных — Topsy, Gnip, Datasift. Brand Analytics также
работает над этим», — подытожил эксперт.