Забытый конструктор
Широко известно, что в 1934 году Гитлер поручил знаменитому конструктору
Фердинанду Порше (Ferdinand Porsche) наладить массовое производство простой в обслуживании и дешевой (не
дороже тысячи рейхсмарок) модели автомобиля. Назвали проект Volkswagen («Народный автомобиль»). Но
мало кто знает, что еще в 1931 году главный редактор немецкого автожурнала Motor—Kritik и автоконструктор Йозеф Ганц (Josef Ganz) разработал 30 прототипов малолитражек,
одна из которых называлась Maikfer («Майский жук»).
В 1933 году Ганц представил модель Superior, созданную для фирмы Standard. Машина была снабжена расположенным сзади двухцилиндровым двигателем,
трубчатой рамой и независимой подвеской всех колес. Именно в рекламе модели Standard Superior впервые в истории появилось слово Volkswagen — «Народный автомобиль». В том же году машина была показана на
Международной авто- и мотовыставке в Берлине.
Superior приглянулся Гитлеру, и руководство фирмы
назначило Йозефа Ганца руководителем проекта Volkswagen. Но допустить, чтобы «народный автомобиль» делал еврей, нацисты
не могли. Конструктора отстранили от работы, фирме Standard запретили использовать слово Volkswagen, а журнал Motor—Kritik был объявлен «еврейской фальшивкой». После вызова на допрос в
гестапо Ганц бежал за границу. Он умер в 1967 году в Австралии, где работал
инженером-конструктором в одной из дочерних фирм General Motors.
Помимо Ганца большой вклад в создание «народного автомобиля» —
еще до прихода национал-социалистов к власти в Германии — внесли и другие не
менее талантливые разработчики, такие как венгр Бела Барени, чех Ганс Ледвинка
и немец Эдмунд Румплер (Edmund Rumpler). Справедливости ради нужно отметить, что
и Фердинанд Порше ко времени назначения его руководителем проекта Volkswagenуспел разработать для фирм Zndapp и NSU заднемоторные малолитражки, которые
вполне можно рассматривать в качестве прототипов будущего «жука».
Образцово-показательный завод