Гарем… Средоточие восточной
экзотики и неги…
Но гарем — это не
просто огороженное место, где живут в «заключении» у мужа-хозяина
мусульманские женщины. Это институт посвящений, похожий на христианский
монастырь, где девушки получают новое имя, обучаются религиозному почитанию и
абсолютному подчинению. Эзотерический символизм суфиев, в соединении с явной
эротической направленностью ритуалов, скрывает, как это ни удивительно,
религиозное служение.
Какие тайны
хранили гаремы, где женщины должны были реализовать себя ценой отказа от себя
же?
В строгом смысле слова, гарем — это помещение, специально предназначенное для
проживания женщин и расположенное внутри дворца или любого другого большого
здания. Мусульманское жилище традиционно делится на две совершенно разные
части: «селамик», мужская половина, и «гаренлик», участок,
где женщины обречены провести всю свою жизнь. Здесь дамы пьют, курят, спят,
встречают подруг, поют, танцуют, занимаются мелкими ручными работами и, кроме
всего, скрупулезно следуют предписаниям мусульманской религии.
«Гарем»
значит иногда — «сакральный» или «тот, границы которого
ненарушаемы». В это место запрещен проход лицам противоположного пола,
кроме евнухов и самого властелина, хозяина дома. Пересечение порога гарема
неизбежно влекло за собой потерю нарушителем этого закона головы.
Жизнь
мусульманских женщин проходила только здесь, в то время как мужчины спокойно
ходили по улицам, иногда работали, отдавали друг другу визиты или просто
болтали на главной площади. Женщина же оставалась неизвестной практически
никому, за исключением, может быть, ближайших друзей своего мужа.
Да, и на исламском
Востоке она — управительница и хозяйка дома. Но внутри гарема она делит жизнь с
другими женщинами такого же положения или служанками и даже рабынями. И там
неизбежно создается пирамидальная иерархическая структура, на вершине которой
стоит первая жена, которая родила мужу сына-наследника.
Полог тайны
приоткрывается
Первым европейцем,
увидевшим гарем изнутри, был Фома Даллан, посланный в Константинополь в 1599
году для настройки органа, который испанская королева Изабелла в свое время
подарила султану. Турецкий владыка был так разгневан невежеством своих
подданных, никто из которых не умел играть на этом инструменте, что проявил к
Даллану большое расположение и даже предложил ему двух своих наложниц. Для
этого он привел гостя во дворец, а сам остался снаружи. Британец описывает свой
опыт весьма живо: «Когда я подошел ближе, то заметил, что наружная стена
очень широка, но через решетку можно видеть примерно тридцать наложниц Великого
Владыки, которые играли в мяч. На первый взгляд я принял их за мальчиков, но
потом увидел, что их волосы ниспадают на плечи косичками, в которые вплетены
связки жемчужинок, и некоторые другие признаки, по которым понял, что передо
мной женщины. На голове они не носили ничего, кроме золотой шапочки, на
некоторых были краги, другие ходили с голыми ногами, с золотыми сережками на
браслетах у щиколоток; иные носили бархатные туфельки сантиметров восьми
высотой». Кончилось же это наблюдение тем, что Даллан решил бежать из
города, прежде чем султан опомнится — он боялся, что посещение гарема будет
стоить ему жизни.
Наложницы попадали
в гарем с рынка рабов в Константинополе. Большинство из них, захваченные в плен
в других странах еще девушками, обучались «хорошему поведению», игре
на музыкальных инструментах и танцам, а потом преподносились султану в дар.
Попав в его гарем, они принимались в ислам после произнесения простой
традиционной фразы: «Ля илляхе илля алля, мохамет расул алля»
(возможна другая транскрипция, но смысл один: «Нет Бога кроме Аллаха, и
Магомет — пророк его»).
Другой
путешественник эпохи Возрождения венецианец Оттавиано Бон, так описывает гарем:
«В своем жилище женщины проживают как монашки в монастыре». И чуть
позже прибавляет: «Девушки разрывают все прежние связи раз и навсегда, как
только заходят в сераль. Они получают новые имена».
Эти два
свидетельства кажутся весьма значительными: появление девушки в гареме и ее
проживание там были связаны с религиозными ритуалами. Как известно, ислам не
знает монашества — ни для мужчин, ни для женщин; однако гарем почти равен
католическому женскому монастырю по своему значению.
Женщины получают посвящение
новым именем, еще они должны оставить всю прежнюю жизнь для того, чтобы быть
принятыми в гарем, и еще они должны сохранить свою девственность.
Так же как
мужчина-мусульманин реализовывал самого себя в благочестивых
размышлениях-медитациях, в священной войне или освященной работе, женщины
реализовывались отказом от самих себя и исполнением своего материнского и
супружеского долгов. И здесь имеется в виду не только, и не столько гарем,
сколько самый обычный мусульманский дом, семья правоверного.
Что касается
гарема, то здесь наложницы должны были почитать своего господина как
сверхчеловеческое существо и подчиняться ему абсолютно. Обычай, например,
вынуждал наложницу, которая была выбрана провести ночь с господином, входить в
его частные покои наряженной в праздничные одежды и с великой покорностью.
Символом ее смирения служило то, что она сама должна была сбросить рубашку,
взойти на ложе со стороны ног и ждать там своего любовника.
Число захваченных
в плен рабынь в гареме было весьма высоко, и наряду с изоляцией их жизни и
строгим соблюдением режима, а также религиозным почитанием своего господина это
давало какому-то проценту женщин надежду на освобождение. Поэтому каждая из
наложниц старалась, как могла, ублажить господина.
Танец живота и
семи покровов
Джаллаладин Руми,
великий мусульманский поэт, писал, что тот, «кто знает благодать танца,
живет в Боге…»
Танец имел особое
значение для исламского мира. Нередко он становился самым обычным развлечением
в гареме.
Но, бывало, в
Турции братства дервишей практиковали ритуальные синкопические танцы с целью
достижения экстаза. Круговое вращение заставляло кровь двигаться к таким
областям мозга, куда она обычно не доходит в таком количестве; само усилие,
усталость и дрожащий ритм танца приводили к экстатическому открытию, снятию
блоков с сознания, позволяющего проникнуть в самые глубокие области
человеческой личности. Так танцующий мог достичь мистического опыта слияния с
Абсолютом.
Что касается
мусульманской женщины, она практиковала два танца-посвящения, особенно
популярных на Востоке: танец живота и танец семи покровов.
В 1923 году один
итальянский исследователь, который углубился в области Киренаика и
Триполитания, тогда находившиеся во владении Италии, стал свидетелем тайных
церемоний эротического характера, которые проводили мусульманские братства.
Галлуса под таким псевдонимом путешествовал этот исследователь — был принят в
эзотерический круг, образовавшийся вокруг Юлиуса Эволы, «Группа Ур»,
и описал свои переживания в монографии под названием «Жизнь среди
арабов».
Галлус принял
участие в ритуале настоящего танца живота. Его исполняла одна женщина — член
суфийского братства. Танец состоял из трех частей разного ритма и сопровождался
особыми движениями рук и выражениями лица и представлял собой три периода жизни
женщины. Последняя часть изображала эротическое пробуждение основной силы
человека во время сексуального соития и представлялась движениями живота и
лобковой области. Галлус указывал, что «женщина, которая исполняла танец,
страдала, как при родах, и вела себя как роженица».
Опытная
танцовщица, знакомая с суфийскими практиками, достигает экстаза в ходе танца и,
что более важно, своеобразным образом наводит на зрителей эротическое
очарование, что приводит их к такому же открытию сознания.
Что же до танца
семи покровов, их эзотерический символизм и эротическая направленность весьма
ощутимы. Традиция возводит этот танец к временам Ахума, царя ахумитов, который
в 532 году захватил страну царицы Савской. Его любимицей была прекрасная Айла
Сах, которую евнух гарема однажды застал при попытке сбежать с одним из гостей
во дворце. Айла, чтобы спасти свою голову, обещала султану исполнить танец семи
покровов. Покров, вуаль, фата — это был символ чистоты и невинности в
египетском и индийском обществах. Сбрасывание каждого из покровов означало
достижение чистоты первоначального эдемского сознания. Покровы символизировали
четыре элемента (огонь, землю, воду и воздух) и три основы Существа (тело, душу
и дух). Сбрасывание их означало достижение «квинтэссенции» (пятой
сущности, превосхождения четырех элементов) и «единства»
(превосхождения трех основ).
Эротизм суфиев
Гарем, танец и
цикл новелл «Тысячи и одной ночи» служат составляющими арабского
эротизма. Сложно представить себе, чтобы народ, столь расположенный к
чувственности, как арабы, не углубился бы в область сексуальной магии. Даже в
наши дни эти практики продолжают выполняться в Магрибе и на Ближнем Востоке.
Писатель Поль Боулз рассказывает, что его жена имела лесбийскую связь с одной
марокканской колдуньей, которая управляла ею посредством одного растения, чьи
корни заворачивала в шелковую тряпочку вместе с менструальной кровью этой
женщины и сурьмой. Тут достаточно вспомнить, что сурьма — это основной
материал, используемый арабскими алхимиками в поисках философского камня.
В основе арабской
сексуальной магии лежит концепция о сексуальном соитии как средстве
задействовать «бараку» или духовную силу. Те, кто желает заниматься
такого рода практиками, должны пройти ряд испытаний. Например, от них
потребуется сопротивляемость гипнозу, без сомнения, чтобы предотвратить
пассивность и обездвиживающую очарованность в тот момент, когда они входят в
контакт с женщиной. А кроме того, эти братства имели в своем распоряжении особо
тренированных женщин для отправления сексуальных ритуалов.
Полигамия
Пророк, несмотря
на то, что ввел строго мужскую религиозную традицию, разрешил доступ женщины к
посвящению. Ислам утверждает фундаментальное неравенство между мужчиной и
женщиной, или, более точно, их взаимодополняемость. Магомет писал: «Три
мужских порока обращаются в достоинства женщины: жадность, гордость и
робость». Она должна быть жадна до своего мужа, горда, уклоняясь от
разговора с кем-то еще, и робка так, чтобы не возникало никаких подозрений в ее
добродетели.
Ключевая проблема
полигамии растолковывается в Коране (IV, 3). Мусульманин может иметь до четырех
жен, если он справедлив с ними и способен их содержать. Строка Корана по этому
поводу полна угрозы: «Тот, кто имеет двух жен и обращается с ними
несправедливо, в судный день будет рассечен надвое, так, что одна половина
никогда не сможет сообщиться с другой».
Срединное
положение арабского общества между византийским миром, персами и индусами
привело к насыщению его всеми соседними традициями, а исламский эзотеризм
наложился на арабский этнический и культурный слой. В гареме, например, заметно
византийское влияние. С другой стороны, исламский джихад — священная война —
был тем движущим механизмом, который облегчал экспансию ислама и создание
особого потока между цивилизациями Востока и Запада. И это привело к некоему
обновлению: прибыв из далекой Аравии, воины Магомета впитали греческую культуру
византийской периферии и вошли в культурную элиту Малой Азии и Египта. Через
Испанию это влияние распространилось на весь Запад.
Ну а обратный
поток, вызванный крестовыми походами и приходом на Восток нищенствующих и
военных орденов, привел к своеобразному культурному «осмосу»,
взаимопроникновению. Таким образом, в некоторых рассказах из цикла о святом
Граале появились дворцы с загадочными дамами, куда время от времени попадали
рыцари…
Это и были гаремы.
Женщины в черном
списке
Все это не может
заставить игнорировать современную социальную реальность арабских стран, в
которой не всегда выполняются предписания Корана. Кроме того, арабский мир не
остался непроницаемым для светского влияния Запада.
Таков случай
марокканского социолога-женщины Фатимы Мернисси, чья бабушка, Лалла Ясмина,
была захвачена в плен и продана в 1903 году на Дар-Бенкиране, одном из самых
главных невольничьих рынков. Она провела 15 лет в фесском гареме. Ее внучка
Фатима написала в 1984 году книгу «Марокко глазами женщин», а через
три года — «Политический гарем». Обе книги были запрещены под
давлением духовных авторитетов-улемов. Еще бы: ведь «Политический гарем»
анализировал всю традицию, идущую от Магомета, в отношении к женщине и со всем
уважением к пророку выдвигал тезис о том, что его послание было извращено в
ходе столетий для оправдания порабощения женщины в мусульманском обществе.
В 1989 году Фатима
была включена в черный список из 80 интеллектуалов, нежелательных для Хомейни.
Евнух — хранитель
сераля
Гаремы
Константинополя, Аравии и некоторых других стран, связанных с различными
индийскими и восточными религиозными концепциями, всегда охранялись евнухами. И
только им позволялось заходить внутрь. Евнухов использовали из простой
предосторожности — чтобы наложницы жили в безопасности и ублажали только своего
хозяина.
Существовали три
типа евнухов: полный, которого еще в детстве лишали органов воспроизводства;
неполный, который лишался в юности только яичек, и, наконец, евнух, у которого
яички атрофировались вследствие того, что в детстве их подвергали особому
трению.
Первый тип
считался самым надежным, другие два — нет, поскольку у них еще пробуждалось
сексуальное желание в начале юношеского созревания. Первые, благодаря
кастрации, менялись физически и ментально, у них не росла борода, гортань была
маленького размера и поэтому голос звучал по-детски; по характеру они
приближались к женщинам.
Арабы утверждали,
что они живут недолго и умирают еще до достижения 35 лет.
Главная идея
состояла в том, что евнух был в сексуальном отношении нейтрален, у него не было
ни женских, ни мужских признаков пола и, таким образом, его присутствие в
гареме никак не нарушало атмосферу этого особого места, к тому же он оставался
в любом случае верен хозяину сераля.
Итак, что такое гарем? Скорее всего, не мусульманину никогда не понять этого до
конца. Но тем не менее можно сказать с уверенностью — это и институт
государственной власти (гарем гаремом, а влиятельные жены, державшие под
каблуком пашей и султанов, были и здесь), это и некий мусульманский женский
монастырь, это и школа женского эротизма, это и…
…И сладкая греза
Востока…