Россия поднялась на 8 мест выше в рейтинге Doing Business, однако число вновь зарегистрированных компаний сократилось в разы – до уровня Руанды. Как это объяснить?
На днях российские чиновники одержали маленькую победу: Россия поднялась
с 120-го на 112-е место в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business Всемирного банка. Эта
новость особенно приятна ввиду того, что президент Владимир Путин ранее призвал
ориентироваться именно на этот рейтинг при долгосрочном планировании развития
российской экономики. «План партии» – достичь 20-го места в 2018 году. Впрочем,
премьер Дмитрий Медведев
назвал продвижения в рейтинге «незначительными». «Климат у нас пока не такой,
как мы хотели бы», – подчеркнул
экс-президент России.
Не стоит забывать, что целью улучшения любых рейтингов в конечном счете
является улучшение реальных показателей: роста экономики, качества жизни и так
далее. «Власти довольно оперативно ввели в действие один из параметров этого
критерия – электронную сдачу налоговой отчетности, что в общей сложности
позволило улучшить позиции страны по налоговому администрированию, – считает директор Института анализа
предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев. – Но это вовсе не означает, что
ведение бизнеса в разы упростилось. Поднажали в одной точке – получили желаемый
результат». Любой читатель Slon может убедиться в правдивости этих слов,
«поднажав» на соответствующие рычаги – от времени выдачи разрешения на строительство
до стоимости регистрации предприятия – вот в этом
материале, посвященном Doing Business.
Как же определить, насколько улучшение климата повлияло на деловую
активность? Вероятно, за неимением лучшего Всемирный банк предлагает
ориентироваться на число новых регистраций предприятий, а именно – обществ с
ограниченной ответственностью (companies with limited liability). Исследования
ВБ выявили корреляцию между улучшением делового климата и ростом числа
регистраций такого рода фирм. Организация подсчитала, что в развитых странах с
хорошим деловым климатом приходится порядка 400 новых регистраций на 100 000
человек трудоспособного населения в год (Россия соответствовала этому уровню в
2005–2008 годах), в то время как для стран с климатом похуже – около 100.
Так вот, по этому показателю Россия за 2011 год не улучшила, а заметно
ухудшила свое положение, – следует из свежей
статистики на сайте ВБ (в качестве источника данных по РФ в
публикации указан Ресурсный центр малого
предпринимательства). Результаты по регистрациям новых ООО показаны
на графике ниже. Несложно заметить, что число новых регистраций в 2011 году по
сравнению с 2010-м упало в два с половиной раза – с 230 до 83 – и почти
сравнялось с уровнем Руанды, где в прошлом году насчитывалось 78 регистраций на
то же число трудоспособных граждан.
Как мы дошли до жизни такой? Вице-президент Национального института
системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев считает, что
в основе «плохой» статистики, приводимой Всемирным банком, лежат несколько
причин.
— Причина первая – «миграция» микробизнеса (численность персонала до
15 человек) из одной юридической формы в другую. Сейчас 80–85%
российского малого бизнеса приходится на общества с ограниченной
ответственностью. Иногда учредитель общества одновременно регистрируется в качестве
индивидуального предпринимателя, также в качестве ИП могут регистрироваться
ближайшие родственники бизнесмена. Цель проста – платить меньше налогов.
В 2010 году до 34% увеличилась
ставка страховых взносов для юрлиц. В 2011-м она снизилась до 30%, но у ставки
по регрессивной шкале появился «порог» в 10%, меньше которого платить нельзя
(ранее допускалось снижение выплат до нуля). С другой стороны, индивидуальные
предприниматели с оборотом менее 60 млн рублей в год могут платить налоги по
«упрощенке» – 6% с оборота или до 15% с прибыли (о других особенностях ИП
читайте здесь).
По данным Федеральной налоговой службы, с 1 января по 1 октября 2012 года было
зарегистрировано 446 208 индивидуальных предпринимателей против 294 394
коммерческих юрлиц (статистика по новым регистрациям ИП для более ранних
периодов отсутствует). Для сравнения: в лучшие годы – тот самый период с
2005-го по 2008-й – в России появлялось примерно 400 000 обществ с ограниченной
ответственностью в год, а в 2011 году – вчетверо меньше (чуть больше 83 000).
—Причина вторая – насыщение рынков.
«Товарные рынки и рынки услуг не такие, как были в 90-х годах. Найти свою нишу
стало гораздо тяжелее… Нельзя все время наращивать количество
зарегистрированных предприятий, потому что для них нет рынка».
-Причина третья – высокое административное бремя.
-Причина четвертая – снижение привлекательности малого бизнеса. «В
90-е годы все хотели идти в бизнес, зарплата в тех же органах власти была
минимальной. А сейчас зарплаты выросли, в малый бизнес никто идти не хочет»